Вы просматриваете: Главная > Авторемонт разное > Бесконечная баллада оборбитальном колесе: окружность
Post Icon

Бесконечная баллада оборбитальном колесе: окружность

Бесконечная баллада оборбитальном колесе: окружность

Нескончаемая баллада оборбитальном колесе: окружность

У колеса без ступицы большое количество названий. Хаблесс — это жаргонная калька с английского hubless, «бесступичный». Кроме этого употребляются термины «осмос и» орбитальное «колесо-колесо».

Какого-либо одного слова для колес аналогичной конструкции в русском языке нет.

Но, и особенной необходимости в этом пока не отмечается: более либо менее деятельно мотоциклы с осмос-колесами сейчас строят лишь в Соединенных Штатах.

Что бы ни утверждал Франко Сбарро, орбитальное колесо придумал не он. Принцип, заложенный в такое колесо, восходит к моноциклам финиша XIX — начала XX века.

В те времена моноцикл представлялся очень перспективным видом транспорта, и бессчётные изобретатели патентовали конструкцию за конструкцией. Большинство аналогичных изобретений представляла собой громадное колесо без ступицы, в которого был шофер.

По сути собственной моноцикл-колесо является громадный шарикоподшипник. Внешняя его часть вращается, а на внутренней укреплены водительское сиденье и двигатель. Под действием веса водителя моноцикл удерживается в вертикальном положении.

Моноциклы аналогичного типа не стали распространены из-за последовательности недочётов: страшного обзора, неустойчивости, нехорошей управляемости. А? принцип действия был временно забыт.

Но, первенство Сбарро легко оспорить, поскольку осмос-колесо — прежде всего разработка изобретателя и французского дизайнера Доминика Мотты. В? 1988? году Сбарро обратил внимание на работы Мотты и пригласил его к сотрудничеству.

У швейцарца были деньги и? возможности, у идеи — и француза концепции. Позднее, в 1991? году, в то время, когда Сбарро «наигрался» со собственными концептами, он реализовал все права и часть производства Мотте, предоставив тому свободу. А сейчас обо все по порядку.

Технические мотивы

Как и при с моноциклом, осмос-колесо — это громадный подшипник. Наружная обойма этого подшипника имеет шину, а внутренняя соединяется с подвеской. Торможение обеспечивается посредством тормозного диска, установленного на обойме.

Непременно, у орбитального колеса имеется собственные хорошие стороны — в противном случае бы его ни при каких обстоятельствах не взялись разрабатывать. И первый плюс — это эффектность и красота. Кроме того простые «Жигули» смогут купить футуристичный, концептуальный вид, в случае если оборудовать их осмос-колесами.

Как раз исходя из этого хаблессы сейчас становятся популярными среди кастом-мастерских, создающих под заказ дорогие чопперы и спортбайки.

Технически у хаблесс-колеса лучшие тормозные качества, нежели у простого. Силы, каковые ведут к остановке транспортного средства, при данной конструкции приложены фактически в точке контакта колеса с дорогой.

Заметно меньшее напряжение испытывает рычаг подвески, потому, что он расположен значительно чаще у нижнего края колеса и имеет меньшее плечо. Необходимо подчеркнуть, что сейчас существуют хаблессы разных типов, и? у? некоторых точка контакта рычага подвески с ободом, напротив, находится в невыгодной части колеса.

Но это уже вопросы к дизайнерам. В любом случае нагрузка на колесный подшипник заметно значительно уменьшается если сравнивать с колесом классической конструкции, разгружается подвеска, улучшается комфортность поездки и плавность хода.

В случае если сказать о применении осмос-колеса в конструировании мотоциклов, то оно разрешает создать байк с? переменным вылетом вилки. Это достаточно серьёзный параметр мотоцикла — расстояние между пересечением оси рулевой колонки с центром пятна и поверхностью дороги контакта шины с дорогой.

На высоких скоростях удачнее двигаться с громадным вылетом (это повышает устойчивость мотоцикла), а на низких — с? меньшим (что воздействует на маневренность). Совокупность изменяемого вылета способна значительно упростить управление мотоциклом и сделать его более надёжным.

Отчего же при таком количестве хороших сторон осмос-колесо не делается везде распространенным? Да по причине того, что минусов не меньше, чем плюсов. Во-первых, у таковой конструкции большое количество технологических неприятностей.

Особенно с ведущими колесами — совокупность сообщения крутящего момента у хаблессов значительно сложнее, чем у простых колес со ступицей, — цепь тут на ось не набросишь и прижимным валиком, как у велосипеда, не обойдешься. Зубчатое колесо привода должно иметь диаметр, сходный с диаметром колеса, что формирует дополнительные неприятности для коробки передач, которую приходится разрабатывать лично.

Из этого сходу направляться основной недочёт — цена. Цена какое количество колеса такова, что в массовом производстве оно просто не отыщет применения. Имеет ли суть повышать цена автомобиля либо мотоцикла чуть ли не вдвое только из-за внешнего вида?

У орбитального колеса имеется и другие неприятности. К примеру, стремительное загрязнение подшипников и сальников, расположенных близко к почва (по грязи на осмос-колесе лучше не ездить).

Кроме этого хаблесс имеет заметно больший момент инерции за счет несимметричного размещения крепления. Наконец, это колесо весьма чувствительно к? мельчайшим деформациям обода, и молоточком подобную деформацию не выправишь.

А замена каждого колеса обойдется в огромную сумму в сравнении с? простой совокупностью. Непременно, сейчас разработки дешевеют и совершенствуются на глазах. Но перед тем как разбирать перспективность осмос-колеса, стоит мало углубиться в историю его появления на свет.

Тупиковая ветвь развития

Как раз Доминик Мотта первым создал колесо без ступицы. Мысль пришла к нему при изучении конструкций цирковых моноциклов.

И он решил заново «изобрести колесо», положил в разработку личные деньги, полученные от нефтяного бизнеса, к концу 1980-х прошел полный цикл теоретических изучений и уперся в отсутствие инвестора. Приблизительно одновременно с этим Мотта подал заявку на патент, что взял 15 января 1990 года, уже по окончании демонстрации первых концептов Сбарро.

Франко Сбарро всегда был достаточно эксцентричным дизайнером и прежде всего стремился поразить публику, а не выстроить предсерийный концепт. Ему так понравились разработки француза, что он без промедлений пригласил Мотту к сотрудничеству.

Вдвоем они зарегистрировали новое подразделение компании, компанию Sbarro Mottas Engineering, и запустили программу по разработке мотоцикла и автомобиля с бесступичным колесом — Osmos (Original Sbarro Mottas Orbital System). Трудились скоро, по причине того, что все разработки были уже в? теории отработаны Моттой, и во второй половине 80-ых годов XX века на Женевском автосалоне было представлено три мотоцикла Sbarro Orbital Wheel и спортивное купе Sbarro Osmos.

Мотоциклы прославились , в особенности «белая модификация». В случае если наблюдать на белый Sbarro Orbital Wheel справа, то думается, что полые колеса по большому счету никак не контактируют с корпусом мотоцикла — вся совокупность привода и крепления расположена слева. «Красная модификация» имела второе крепление: корпус охватывал обод колеса с обеих сторон; помимо этого, у этого мотоцикла заднее, ведущее колесо было обычным, со ступицей и классическим цепным приводом.

Третий мотоцикл имел громаднейший успех, не смотря на то, что ни разу кроме того не заводился. Он воображал собой «учебное пособие» со снятыми панелями кузова. Заднее колесо имело одностороннее крепление, как у «белой модификации», а переднее ?- симметричное, как у «красной».

Вся анатомия мотоцикла была на виду, а на автосалонах такие трюки постоянно имеют? популярность.

Колеса Сбарро-Мотты имели стандартную для хаблесса конструкцию: внешний обод с шиной, тормозной диск и внутренний обод. Изготавливала уникальные колеса шведская компания SKF, специализирующаяся на выпуске подшипников.

Спорткар Sbarro Osmos имел меньшую популярность: все-таки на мотоцикле полое колесо смотрелось эффектнее, да и наглядность конструкции была значительно выше. Автомобиль был оборудован 350-сильным двигателем Jaguar V12 и воображал собой прекрасное, но в полной мере простое спортивное купе. Если бы не необычные колеса, на него бы по большому счету не обратили внимания.

Но по окончании успешного выступления на автосалоне оказалось, что начинание Мотты бесперспективно. Sbarro Mottas Engineering заявила о готовности производить маленькими партиями автомобили и мотоциклы с орбитальными колесами, но клиентов не было по большому счету. Поглазеть на диковинку — это одно, а инвестировать в малоизученную и не выглядящую надежной конструкцию — совсем второе.

В первой половине 90-ых годов двадцатого века Франко Сбарро на льготной основе реализовал Мотте все чертежи, заготовки, разработки, которые связаны с орбитальным колесом. Компания Sbarro Mottas Engineering превратилась в Osmos Wheel, и Мотта стал ее единоличным обладателем.

Нельзя сказать, что он остался у разбитого корыта — все-таки посредством Сбарро он продемонстрировал собственный изобретение миру и доказал его работоспособность. Но без Сбарро никак не получалось начать серийное производство машин либо мотоциклов с? осмос-колесом.

Все 1990-е годы Мотта в прямом смысле мотался от одного большого производителя к второму и предлагал собственную концепцию. Он выстроил последовательность концепт-каров на собственные деньги и пробовал «продаться» таким гигантам, как Volvo, Yamaha, Ferrari, BMW, Nissan, GМ, Ford, Pininfarina, а также велосипедным компаниям.

Но везде выдерживал неудачи. невысокая надёжность и Технологическая сложность сводили на нет все эстетические преимущества орбитального колеса. У осмос-колес было совсем второе будущее.

Отечественная стезя — кастомайзинг

И сейчас осмос-колеса остаются диковинкой. Преимущества имеется, но они не окупаются: через чур сложная и? дорогая совокупность если сравнивать с простым колесом. Для серийного производства орбитальное колесо очевидно не приспособлено. А вот для мелкосерийного тюнинга…

В 2002 году узнаваемый американский чоппермейкер Билли Лэйн, обладатель тюнинговой компании Choppers, Inc., выстроил и представил на суд публики громадный чоппер Psycho Billy Cadillac, заднее, ведущее колесо которого было сделано по принципу хаблесса. Мотоцикл прославился и сорвал целую череду призов на разных шоу, конкурсах и выставках чоппермейкерства.

Самое забавное, что Лэйн видел лишь изображения автомобилей Сбарро/Мотты и всю техническую часть собственного хаблесса создал сам. Громадный подшипник-колесо он заказывал на вертолетном заводе по соответствующей цене в $8000. Но привод колеса Лэйн организовал весьма легко.

Он прикрепил слева от хаблесса фрикционное колесо для шкива, не заморачиваясь показушной эстетикой. Мотта сознательно отказывался от для того чтобы решения, руководствуясь футуристичностью конструкции и? ее загадочностью. А Лэйн сделал все легко, ясно ?- и верно.

По окончании успеха первого байка Лэйн выстроил еще последовательность аналогичных — Money Shot, The Chronic, Miss Treated, King of NY. Уже на втором цепная передача была не сходу заметна для посторонних глаз — шестерня шла по периметру колеса, как у «белой модификации» мотоцикла Sbarro.

Необходимо подчеркнуть, что у всех чопперов Лэйна переднее колесо было обычным, с центральной ступицей. Но это не имеет значения: все собственные необычные мотоциклы Лэйн реализовал с большой прибылью — и больше не возвращался к теме хаблесса.

Сейчас многие кастомайзеры обращаются к теме осмос-колес и строят с их применением прекрасные мотоциклы. Это Shine немца Фреда Кодлина, Irregular итальянской компании Special Project Custom, Phenom от канадской Zeel Design… Последние подошли к вопросу творчески и укрепили бесступичное колесо на трех роликах, расположенных на финишах равностороннего треугольника. Это заметно упростило конструкцию, не смотря на то, что и? сняло последовательность преимущество хаблесса.

А Доминик Мотта так же, как и прежде верит в то, что орбитальное колесо — это будущее. Он хорошо относится к? тому, что его изобретение взяли на вооружение бессчётные кастомайзеры, но все-таки сохраняет надежду, что какая-нибудь большая компания начнет строить машины с хаблесс-колесами и его имя наконец-то будет у? всех на устах. Так как он не кто-нибудь, а действительно настоящий Человек, Что Изобрел Колесо.

минусы и Плюсы

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№101, март 2011).

Part 1-A — Gulliver's Travels Audiobook by Jonathan Swift (Chs 01-04)


Записи по принципу Рандом:

самые интересные для Вас статьи, подобранные по важим запросам:

Метки: , ,

Комментирование закрыто.