Вы просматриваете: Главная > Авторемонт разное > ?Koda: краткая история компании
Post Icon

?Koda: краткая история компании

?Koda: краткая история компании

?koda: краткая история компании

    ?koda Octavia. 1959 г. 40 л. с. Макс. скорость — 115 км/ч Фото: Говорят, что «Октавией» интересовались американцы, но промышленность ЧССР не смогла выстроить необходимое количество автомобилей ?koda 1202 Sanita.
    1961 г. 51 л. с. Макс. скорость — 100 км/ч Фото: Было весьма интересно ощутить себя водителем пражской «скорой» эры ранних «Битлз» и Карибского кризиса, но опыт данный дался непросто Laurin & Klement Type A Voiturette. 1905 г. 7 л. с. Макс. скорость — Фото: На первенце компании Laurin?& Klement покататься не удалось. Это уже музейная сокровище, которую возможно лишь с интересом рассматривать

Такая редкая возможность покататься на ретроавтомобилях нам досталась в связи с 120-летним юбилеем одного из старейших в Европе (да и в мире) производителей машин — компании? koda Auto, базирующейся в городе Млада-Болеслав. Самолеты из Москвы в том направлении не летают, исходя из этого путь в Чехию лежал через пражский аэропорт, ну а дальше за руль — и вперед!

Сначала было нужно испытать что-то наподобие разочарования. Из программы помой-му следовало, что тест-драйв ветхих моделей начнется сходу, но нет.

В аэропорту журналистам раздали новенькие лифтбеки (что-то среднее между седаном и хетчбэком) ?koda Superb и послали в путь под управлением навигатора. Но, как позже стало ясно, в этом была собственная логика.

Перед тем как протестировать музейную технику, хорошо для контраста прокатиться на современной машине — комфортной, негромкой, приемистой и весьма просторной. Так и хотелось поездить на задних сидениях, где места — как в лимузине, но не получилось — нужно рулить.

Пушки и паровозы

В заглавии торговой марки? koda нам, носителям русского, не напрасно слышится что-то привычное. Фамилия жившего в десятнадцатом веке чешского инженера Эмиля Шкоды переводится как «вред», и она очевидно в родстве с русским словом «нашкодить».

Но правило «не имя красит человека, а человек — имя» никто не отменял, и Эмиль прожил в полной мере хорошую и броскую судьбу. Во второй половине 60-ых годов XIX века он купил в чешском (тогда австрийском) городе Пльзень большое машиностроительное предприятие, развил его и дал ему собственный имя. ?koda Plzen трудилась с металлом, производила паровозы, метизы для промышленных объектов, создавала большое количество военного снаряжения, а также пушек.

Шкода погиб в 1900 году, по всей видимости, совсем не подозревая, что когда-нибудь его фамилия станет популярным автомобильным брендом. Так как чего-чего, а машин его завод не делал.

Но за шесть лет до смерти Эмиля в городе Млада-Болеслав встретились два тезки — книготорговец Вацлав механик и Клемент Вацлав Лаурин. Еще через год они основали маленькое предприятие Laurin & Klement, которое начало выпускать велосипеды. Так началась совсем вторая история.

    Фото Известный логотип компании? koda Auto в первый раз был введен во второй половине 20-ых годов XX века и исполнялся в двух цветах — белом и светло синий. Считалось, что он изображал голову индейца в оперении, но в настоящее время эта эмблема трактуется как стрела с крыльями.

    Стрела символизирует точность, а крылья — скорость. За период своего существования логотип неоднократно художественно переосмысливался. Сейчас цвет «стрелы» зеленый.

Поедающий масло

Чехия встретила беспросветно дождливой погодой, что, само собой разумеется, пара омрачало ожидания от приключений с «олдтаймерами». В Праге к тому же было нужно постоять в пробке, но позже начался автобан с ограничением скорости 130 км.

Но кроме того и в этих свободных по отечественным понятиям рамках Superb удержать было трудновато — машина очевидно норовила уронить стрелку спидометра вправо. Первая остановка — Музей? koda в городе Млада-Болеслав.

Музей не огромных размеров, но внутреннее пространство организовано весьма рационально, и экспонатов тут большое количество. Тяжело кроме того представить, что чешская компания смогла выстроить столько различных автомобилей: «народных», гоночных, представительских.

Отдельный зал посвящен реставрации, где наглядно представлены главные этапы превращения авто, простоявшего целую эру в чьем-то гараже, в сияющий хромом и свежей краской «олдтаймер». Любовь, тщание, технологичность, с которой реставраторы подходят к делу, не имеет возможности не приводить к.

Но в начале экспозиции мы видим еще не четырех-, а двухколесный транспорт. Вот мотоцикл Laurin & Klement. Нам говорят, что двигатель его владел такой несовершенной совокупностью смазки, что требовался особый ручной насос для постоянной подкачки масла седоком, в следствии чего «автомобиль» за поездку «съедал» больше масла, чем бензина.

Покорение России

Мотоциклами два Вацлава занялись уже во второй половине 90-ых годов XIX века, прикупив для собственных велосипедов моторчик мощностью 1,5 л.с. Мотоциклы Laurin & Klement строили не только двух-, но и трех-, и четырехколесные.

Из этого оставался один ход до автомобиля, и он был сделан в 1905 году, в то время, когда из ворот компании выехал первый авто A-Voiturette с двигателем количеством 1 л и мощностью 7 л.с. По окончании «A» в будущем году последовала более замечательная версия «B». Дальше развитие предприятия пошло быстро.

В 1907 году компания преобразуется в АО, капитал ее возрастает, а продукция перешагивает границы Австро-Венгрии. Один из способов продвижения машин Laurin & Klement — автогонки.

Уже в 1908 году Laurin & Klement FC с 5,6-литровым 100-сильным двигателем побеждает гонку Петербург — Москва. Автомобили из Млада-Болеслав экспонируются на автосалонах Петербурга и Москвы, продаются в Самаре, Симферополе, Ростове-на-Дону.

К началу Первой мировой компания производит почти 400 машин в год, что по тем временам было большим достижением. В середине 1920-х, но, предприятие Laurin & Klement появилось в пара шатком денежном положении и начало искать метод привлечь в дело дополнительный капитал.

Одвременно с этим (1924−1925) вторая компания решила внезапно обратиться к автомобилестроению и начала создавать по лицензии испанской компании Hispano-Suiza громадные шикарные машины. Опыт был признан успешным, и компания решает войти в автобизнес с более широким ассортиментом, для чего получает Laurin & Klement.

Данной компанией, очевидно, была? koda Plzen. Дабы не путать потребителя, некое время машины производились с двумя шильдиками на капоте, но скоро бренд Laurin & Klement окончательно ушел в историю.

    ?koda Rapid. 1945 г. 32 л. с. Макс. скорость — 100 км/ч ?koda 1101 не сильный. 1946 г. 32 л. с. Макс. скорость — 105 км/ч ?koda 645.

    1929 г. 45 л. с. Макс. скорость — 90 км/ч ?koda Felicia. 1957 г. 50 л. с. Макс. скорость — 128 км/ч

Фаэтоны под ливневым дождем

От Млада-Болеслава до замка Лоучень ехать уже совсем недолго. Пишут, что замок в первый раз отмечен в хрониках XIII века, но на данный момент он скорее напоминает столичные усадьбы XVIII века.

Около чешская глубинка — тишина, ни одного банкомата, и магазины, трудящиеся по крестьянскому расписанию (6:30—18:00). На фоне парковых ландшафтов и замка особенно выигрышно смотрятся машины, в которых еще чувствуется родство с прочими конными и каретами экипажами.

Под навесом, защищающим от непрекращающегося дождя, стоит легендарная A-Voiturette. Царственно выглядит? koda 645 с рядным шестицилиндровым двигателем. Рядом фаэтон Laurin & Klement — ?koda 110 той самой поры, в то время, когда одна компания влилась в другую.

На 645-й и 110-й возможно прокатиться, но не за рулем — журналистам такие раритеты не доверяют. Нам разрешат сесть за руль только машин эры раннего социализма.

Ближе к народу

?koda прошла в собственной эволюции этапы, каковые точно были характерны историческому пути и других ранних производителей машин. Сперва выговор делался только на запросы состоятельных клиентов.

Шикарная флагманская? koda 860 (1929−1932) — апофеоз «фаэтонного» стиля — потом уступила место модели Superb, дальнему предку нынешнего лифтбека. Тогда это было весьма пафосное хромированное авто с двигателями 55−96 л.с., что по меркам того времени было очень много.

Но всемирный кризис научил? koda трудиться и с менее обеспеченными клиентами. Так появился чешский вариант «народного автомобиля» — 20-сильный Popular, и авто среднего ценового сегмента типа Rapid либо Favorit.

Весьма интересно подчернуть, что у всех моделей? koda довоенного времени руль находится справа. Переход на правостороннее перемещение совершили только германские фашисты, оккупировавшие Чехословакию и перевоплотившие Чехию (Богемию и Моравию) в собственный протекторат.

Полный конфуз

Инструктор, что лет 20 назад учил вождению автора этих строчков, был человеком нервным и непедагогичным. На первый урок по практике вождения он подогнал к моему дому 24-ю «Волгу», практически тонувшую в толстом нечистом слое мокрого снега. «Садись, отправились!», — сообщил мне инструктор.

Я тогда еще не знал, что не считая слова «Отправились!» в его арсенале было второе выражение «Такую мать (смягченно — О.М.), ты что делаешь?», и на этом он (арсенал) исчерпывался. Ожидать второго выражения мне продолжительно не было нужно, поскольку я, само собой разумеется, не смог с первого раза нормально тронуться с места, заглушил мотор, краснел, потел и т. д. Что-то подобное я испытал, в то время, когда сел в кабину? koda 1202 Sanita — «комби» в варианте пражской «скорой помощи».

Действительно, рядом со мной сидел не инструктор-матерщинник, а обходительный и радующийся представитель? koda. В то время, когда я приблизительно осознал, как с этими педалями довольно медлено стронуть мою «скорую» с места, меня тут же поджидал новый сюрприз. Я попытался затормозить.

Как делаю это в большинстве случаев, легко надавив на педаль. Но не тут-то было! Никакого результата торможения не обнаружилось.

Педаль, оказывается, нужно было посильнее пнуть, и где-то в конце ее долгого хода ты ощущаешь, что наподобие тормоз как-то срабатывает.

К этому возможно добавить переключение скоростей под рулем (а я-то обучался на 24-й «Волге», а не на 21-й, где было то же самое). Уф! Разобрался!

Отправился.

И через некое время осознал, что ко всему этому — и к тормозам без усилителя, и к не весьма успешной обзорности, и к непривычному управлению КПП — возможно приспособиться, ну ездили же люди! И не знали никаких вакуумных усилителей, ГУРов и других фишек, сделавших управление автомобилем дешёвым хрупким леди.

Съездим за яйцами!

Из всех государств, попавших по окончании войны в орбиту СССР, Чехословакия была, пожалуй, единственной по-настоящему промышленно развитой державой. А также в условиях плановой огосударствления и экономики индустрии производители машин из Млада-Болеслава не находились на месте и создавали новые занимательные модели.

В первой половине 50-ых годов XX века показалась модель Spartak, в которой в первый раз древесная рама была заменена легкой трубчатой. Машина снискала громадную популярность, причем не только в государствах Варшавского соглашения, но и в Западной Европе, Скандинавии. В конце 1950-х Spartak поменяли модели Octavia и Felicia.

Говорят, что некие американские предприниматели желали купить 10 000 автомобилей Octavia, дабы начать продажи в Соединенных Штатах, и готовы были заплатить наличными. Но на социалистическом предприятии капиталистам объявили, что скоро нарастить производство в таком количестве они не смогут, и внесли предложение партию в 50 авто.

Приобрести машину в социалистической Чехословакии было, как и в СССР, непросто — приходилось ожидать очереди годами, но со временем на дороги выезжало все больше машин. Классическим стал выезд муниципальный семьи в деревню к бабушке за свежими яйцами. Картонная кассета для яиц, так, стала культовым объектом и заняла почетное место в музее? koda.

Зеркальная коробка

Сажусь в «Октавию» финиша 1950-х. Думается, что это что-то более современное, не смотря на то, что приноравливаться приходится. Да, заводим двигатель с подсосом.

Само собой разумеется, опять тугой длинноходный тормоз.

Ба!

Еще один сюрприз! Рычаг КПП под рулем (мне сходу сообщили: «Он не работает!»), но трудится второй, простой. Но размещение скоростей — зеркальное!

Справа 1−2, слева 3−4).

Что это, наследие праворульности?

Объяснения взять я не смог. Первые метры поездки даются сложно, позже снова осознаёшь, что и на данной машине ехать возможно, пускай и злят маленькие передачи, полностью неинформативный руль и залитое дождем мелкое лобовое стекло.

Новейшая история

В то время, когда коммунистический режим пал, правительство ЧССР начало искать на Западе клиента на известный автомобильный его предприятие и бренд. Претендентов было пара, но предложения сводились по большей части к идее отказаться от собственного производства и на его месте наладить сборку чего-нибудь западного.

И лишь концерн Volkswagen сказал, что не желает разрушения ветхой «Шкоды», а собирается сохранить производственные мощности в Млада-Болеславе и воспользоваться компетенцией чешских автостроителей. Так? koda вошла в группу компаний Volkswagen и после этого удачно встроилась в технологическую среду европейского автогиганта.

В то время, когда я возвращался в аэропорт и опять рулил современной послушной машиной, я внезапно поразмыслил: «Какие конкретно же они все-таки классные — эти ветхие «тачки»!" И вследствие того что их дизайн в чем-то мягче и человечнее, чем вид нынешних автомобилей, спроектированных на персональных компьютерах. И вследствие того что во времена, в то время, когда технику еще не обучили быть такой «дружественной» пользователю, как на данный момент, они все равно были верхом технического совершенства и дарили людям радость покорения пространства!

Статья «Металлическая ветвь эволюции» размещена в издании «Популярная механика» (№156, октябрь 2015).

Стивен Хокинг. Моя краткая история


Записи по принципу Рандом:

самые интересные для Вас статьи, подобранные по важим запросам:

Метки: , , ,

Комментирование закрыто.