Вы просматриваете: Главная > Авторемонт разное > Гиганты изгорячей колыбели: шины
Post Icon

Гиганты изгорячей колыбели: шины

Гиганты изгорячей колыбели: шины

Гиганты изгорячей колыбели: Шины

    прагматизм и Гигантомания Самая громадная шина в мире стоит в американском штате Мичиган, рядом от аэропорта Detroit Metro. Весит она практически 11 т и имеет практически 25 м в диаметре.
    Но в мире нет колес, которым имела возможность бы пригодиться такая «резина»: она всего лишь рекламный объект, созданный шинной компанией Uniroyal к Глобальной выставке в Нью-Йорке в 1964—1965 годах. Крупногабаритные шины, каковые производит Michelin, и кое-какие другие компании, пускай и уступают в размерах американскому гиганту, но не имеют ничего общего с рекламой.
    Громадные колеса — залог высокой грузоподъемности карьерных самосвалов, от чего напрямую зависят финансовые результаты и производительность труда горнодобывающих компаний Рекордные успехи Сейчас самые громадные шины имеют размерность 59/80R63. Серийно их производят лишь два производителя — концерны Michelin и Bridgestone.
    Шина Michelin 59/80R63 XDR имеет сверхглубокий протектор, за счет чего выделяется большим сроком работы, но, соответственно, и большой ценой ($60 000). Шина Michelin 59/80R63 XDR весит более 5 т. Огромное колесо выдерживает нагрузку выше 100 т, и к ее прочности предъявляются особенно высокие требования.
    Вследствие этого в шину входит 890 кг стали. Основной материал — разнообразные резиновые смеси. Их в покрышке содержится 3850 кг. Этого количества хватило бы для производства приблизительно 600 легковых шин

<p>

Поездка группы зарубежных журналистов на завод крупногабаритных шин в Кампо-Гранде (Бразилия) была организована в рамках глобального форума Challenge Bibendum-2010, что проходил в мае-июне нынешнего года в Рио-де-Жанейро. Форум, посвященный sustainable mobility — другими словами задачам развития для того чтобы транспорта, что не уничтожит в конечном счете биосферу отечественной планеты, — ежегодно принимает один из наибольших городов мира. вдохновитель и Основатель форума — транснациональный шинный концерн Michelin, и неудивительно исходя из этого, что его представители не потеряли возможности продемонстрировать гостям предмет гордости компании — новейшее предприятие, создающее крупногабаритные шины для карьерной техники.

Тропические стереотипы

С административной точки зрения Кампо-Гранде — это все еще Рио-де-Жанейро, не смотря на то, что от бухт и пляжей одного из самых известных городов Южного полушария район отделяют 70 км по прямой. Тут уже не чувствуется ветер с океана, переживающего зимними штормами, нет захватывающих пейзажей побережья, а жизнь около скромнее и провинциальней, чем в Рио.

До тех пор пока мы ехали в автобусе, переваливая через один из отрогов Бразильского нагорья, я нечайно пробовал представить себе картины будущей экскурсии. Как в большинстве случаев, было непросто отделаться от стереотипов.

Ну как же — шинное производство, трудоемкое, не через чур экологичное, а потому вынесенное в одну из развивающихся государств, где рабочая сила дешевле, а природоохранные требования мягче. Воображение рисовало клубы дыма из заводских труб, цеха с прокопченными стенками, удушающе-резкий запах резины и таскающих шины могучих мулатов, по бугристой мускулатуре которых петляют сверкающие струйки пота.

Бразилия — страна, где мирно живут рядом люди различных рас, так что и мулатов на заводе в Кампо-Гранде при жажде возможно было встретить. Вот лишь с чадящими трубами воображение подвело.

Нас встретило современное индустриальное предприятие с рациональной планировкой территории, идеально подстриженными цехами и газонами из легких сборных конструкций ростом в два-три этажа. По газонам с обыденным видом — ну совершенно верно отечественные голуби! — вышагивали на долгих узких лапах какие-то тропические птицы с игловидным клювом и большой головой. Визит на завод начался с пятнадцатиминутной презентации, по окончании чего нас пригласили в цех.

Семь нянек и гигант

Вообще-то самые большие шины в мире выпускаются не в Кампо-Гранде. На фабриках Michelin в Легсингтоне (США) и Витории (Испания) «пекут» настоящих монстров для карьерных самосвалов Caterpillar, Liebherr, Komatsu, БелАЗ и др., транспортирующих нужный груз массой до трех с половиной сотен тысячь киллограм.

Эти шины четырехметрового диаметра (59/80R63 XDR) весят около 5 т и стоят порядка $60 000 — как четыре недорогих автомобиля . На бразильском предприятии создают среднего класса и шины малого, но нужно осознавать, что это классификация среди гигантов. Самое большое местное изделие — «средняя» шина 27.00 R49 XDR диаметром 2,8 м и массой 1350 кг.

Очевидно, базисная конструкция радиальной шины фактически не изменяется в зависимости от размера, и все же резина для громадных колес — это особое изделие. В отечественные дни в отыскивании нужных ископаемых горнодобытчикам приходится забираться все дальше и дальше — в высокогорье, пустыни и районы вечной мерзлоты.

Исходя из этого шины для карьерной техники призваны выдерживать не только громадный вес погрузчиков и самосвалов, вместе с тем и экстремальные температуры, и дорожные профили, заметно отличающиеся от идеально ровной поверхности. На видеосъемках карьерных работ прекрасно видно, как очень сильно деформируется шина, испытывая большие нагрузки, каковые всегда перераспределяются, к примеру на протяжении поворота автомобили.

Ставя простую шину на автомобиль , мы забываем о ней до очередной зимней либо летней «переобувки», в нехорошем случае до злосчастного гвоздя. С крупногабаритными шинами особая команда инженеров нянчится как с малым ребенком.

Эксперты Michelin присутствуют на горных разработках, где эксплуатируется тяжелая техника, и всегда отслеживают состояние шины, снабжая особый уход за ней. На каждую шину заводят ежедневник, в который записывают все события, случившиеся с ней в течение срока работы.

Царство автоматов

Такое изделие не может быть несложным, и, очевидно, современная крупногабаритная шина воплощает в себе множество разнообразного ноу-хау, причем это не только и не столько рисунок протектора, сколько рецептура применяемых резиновых конструкций и смесей каркаса (совокупности армирующих элементов). Секреты разработки бдительно оберегаются производителем, так что еще перед поездкой на завод в Кампо-Гранде нас строго предотвратили, что фото- и видеосъемка в цехах предприятия, выстроенного по окончательному слову техники, исключена. Наблюдать возможно, фотографировать — нет.

Итак, картина, рисующая тяжелый изнурительный труд на шинном предприятии, развеялась как дым. Уже на пороге цеха стало ясно, что большая часть сотрудников в ходе профессиональной деятельности вряд ли поднимают что-то тяжелее авторучки. Завод был в высшей степени автоматизированным, роботизированным и пустынным.

Так какое количество же сотрудников трудится на производстве крупногабаритных шин? Таковой вопрос был задан одним из журналистов сопровождающему отечественную группу главному инженеру предприятия, на что тот только обнажил в смущенной ухмылке собственные крепкие зубы и заявил, что не уполномочен разглашать эту цифру.

Мы переходили от автомобили к машине, и отечественный провожатый комментировал главные этапы производства.

Резину в Кампо-Гранде не создают. Сырье ко мне привозят в виде уже готовых пластин, складывающихся из резиновых смесей заданных параметров. До поры до времени пластины сохраняются на стеллажах, а в то время, когда приходит их черед, сырье отправляется в экструдер.

Задача экструдера — расплавить загруженное сырье, перевоплотив его в гомогенизированную массу, а после этого сформовать из данной массы резиновую ленту. В зависимости от того, какую часть шины сделают в будущем из данной ленты, варьируются ее поперечное сечение и толщина.

Для придания ленте требуемого профиля употребляются сменные сопла экструдера. Ленты сохраняются на особом участке цеха — их наматывают на барабаны с прокладками из синтетических тканей. Прокладки нужны, дабы мягкая и липкая невулканизированная резина не слиплась в неразделимый ком.

Отдельный этап производства — создание элементов каркаса. В качестве армирующих элементов в крупногабаритных шинах по большей части употребляется металлокорд и в меньшей степени — синтетические волокна (в основном для усиления боковин).

Тросики каркаса обрезинивают, после этого особая машина режет полученные армированные пластины на заготовки подробностей шины. Разрезать их нужно так, дабы в конечных подробностях тросики пребывали под строго заданным углом. В случае если при контроле обнаруживается отклонение, подробность выбраковывается.

В то время, когда шине возможно быть «лысой»

Главные этапы сборки крупногабаритной шины в принципе не отличаются от этапов, существующих в производстве автомобильных шин стандартных типов, но все оборудование на заводе в Кампо-Гранде характеризуют воистину циклопические размеры. Это относится в первую очередь сборочного оборудования, на котором различные подробности будущей шины планируют воедино.

Герметизирующий слой, элементы каркаса, протектор с боковинами, бортовое кольцо — все это соединяется без помощи каких-либо клеев: невулканизированная резина владеет красивой адгезией. Под конец в смонтированную на особом барабане «сырую» шину помещают мембрану и подают вовнутрь тёплый сжатый воздушное пространство (2−3 атм). Под давлением все составляющие шину подробности вулканизируют, и изделие совсем делается единым целым.

Отечественная экскурсия на завод проходит строго по дорожкам, предназначенным для пешего передвижения. Другая часть территории цеха размечена под автострады для езды транспортеров. Местные изделия так тяжелы и громоздки, что ручной труд тут фактически неприменим.

От этапа к этапу шину несут механические руки.

Всецело собранная, но еще не подвергшаяся вулканизации «сырая» шина имеет форму очень сильно сплюснутого веретена с отверстием на протяжении вертикальной оси. Такие шины по интернациональной терминологии именуют «зелеными» (green).

Ни рисунка протектора, никаких меток и обозначений на поверхности шины нет — она ровная и аспидно-тёмная, как поясницы косатки. Перед вулканизацией шину взвешивают (заметное отклонение от стандартного веса может нарушить центровку) и отправляют в вулканизационную камеру.

Камера складывается из двух пресс-форм — внешней и внутренней. Внутренняя пресс-форма именуется вулканизационной мембраной и в расправленном виде является цилиндром , натянутый на две кольцеобразные рамы.

Задача мембраны — вырабатывать профиль внутренней поверхности шины. Внешняя имеет сложную структуру — ее составляют две железные «сковородки», наносящие рисунок на боковины, и раздвижная кольцеобразная часть, несущая ответственность за «беговую дорожку» и за рисунок протектора.

лазер и Рентген

300-тонная вулканизационная камера — пожалуй, самая впечатляющая конструкция на заводе в Кампо-Гранде. В то время, когда верхняя часть пресс-формы убирается, открывая взгляду только что изготовленную шину, на ум приходят какие-то грандиозные мифологические образы наподобие рождения Афродиты из морской пены, бывшей некогда кровью Урана.

Вулканизация происходит посредством тёплой пара и воды, подаваемых в камеру под давлением. Шина вдавливается в пресс-формы, принимая их рельеф.

Заодно под действием большой температуры примеси и резина формируют пространственные полимерные структуры, и изделие получает прочность. Огромная шина рождается на свет в каплях воды и облаке пара.

Понаблюдав за этим необыкновенным зрелищем, я практически на секунду отвлекся, и в то время, когда мой взор опять упал на пресс-форму, я заметил, что она безлюдна. Скоро и очень тихо роботизированная рука уже унесла практически полуторатонный резиновый тор, а второй робот-манипулятор поливал силиконом высвобожденную и расправленную вулканизационную мембрану.

Шоу завершилось. Осталось проверить готовую шину на соответствие стандартам.

Первый этап проверки проходит в просторной камеры с толстыми железными стенками. Тут шина подвергается рентгеноскопии, а сотрудник, сидящий снаружи, замечает на экране дисплея, как совершенно верно находятся в резиновом теле тросики металлокорда.

Если они находятся под неправильными углами либо расстояние между ними не соответствует стандарту — увы, шина согласится браком. Следующий этап — проверка на стенде с лазерными толщиномерами. Верная толщина отдельных элементов шины — кроме этого критически ответственный параметр при эксплуатации.

И наконец, посредством яркой лампы контролер пристально рассматривает внутреннюю поверхность изделия. В случае если недостатков не найдено, шине открыт путь в горы, пустыни и ледяную тундру. Так как география поставок с завода в Кампо-Гранде охватывает все обитаемые части света, среди них и нашу страну.

Резиновая миниатюра

    Десятидюймовая шина (175/70 R10), по утверждению производителя (это продемонстрировали и тест-драйвы), ничем не отличается по своим ходовым качествам от стандартной 14-дюймовой

На форуме Challenge Bibendum-2010 в Рио были продемонстрированы машины-концепты с необычно мелкими колесами

Будучи одним из ведущих производителей крупногабаритных шин, Michelin кроме этого не пренебрегает малыми формами.

Для чего же эта миниатюризация, в то время, когда мелкие колеса отнюдь не в моде? Секрет в экономии пространства и веса. Как выяснилось, применение 10-дюймовых шин разрешает снизить массу автомобиля на 40 кг, что при переходе к электрическому транспорту станет важным преимуществом.

Помимо этого, мини-шины способны выдерживать вес более тяжелого груза (+15%), заключенного в том же стандартном количестве автомобиля. Вторая шинная разработка, которую демонстрировал на форуме Michelin, — энергосберегающие шины.

Благодаря особенной конструкции протектора они уменьшают сопротивление качения при езде, что разрешает существенно экономить горючее. На вопрос, не скажется ли уменьшение сопротивления качения на безопасности автомобиля при торможении, представители Michelin заявляют, что ни при каких обстоятельствах не получают улучшения одних параметров за счет ухудшения вторых.

Challenge Bibendum-2010: что было

Выбор места проведения очередного форума Challenge Bibendum-2010 был в полной мере логичен

Бразилия — одна из динамично развивающихся экономик мира — в далеком прошлом известна своим интересом к применению экологически чистых источников энергии в сфере транспорта.

В экспозиции форума были представлены десятки транспортных средств — от мопедов до седельных тягачей, и каждую из этих автомобилей отличало некое конструктивное новшество. Тут были полностью электрические машины, гибриды, автомобили на водородных топливных элементах и машины, применяющие в качестве горючего этанол — в чистом виде либо в смеси с классическим горючим. Причем собственные концепты предлагали не только гранды наподобие Audi, Mercedes и Peugeot-Citroёn, вместе с тем маленькие КБ и лаборатории из Бразилии, Китая, Индии и других развивающихся государств.

Одним из центральных событий форума стало ралли, в котором в различных категориях принимали участие как экзотические прототипы, так и концептына основе серийных моделей легковых автомобилей, грузовиков и автобусов. Общее бросились в глаза концепты Will-2/Will-3, созданные Michelin в сотрудничестве с компанией Heuliez.

Эти электромобили, выстроенные на базе Опель Agila, оснащены революционной технологической разработкой Michelin — Active Wheel. Active Wheel является собранные в единый блок колесо, электромотор, тормоза, и элементы подвески (о нем «ПМ» писала в одном из прошлых номеров).

Применение «мотор-колеса» с подвеской вместо центрального двигателя с механической трансмиссией разрешит, как сохраняют надежду в Michelin, существенно улучшить энергоэффективность и управляемость электромобилей будущего и расширить их нужный количество при сохранении приемлемых габаритов.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№94, август 2010).

Scrap Mechanic | МОТОЦИКЛ — УРАЛ от АНТОНА | ДОМАШКА ????


Записи по принципу Рандом:

самые интересные для Вас статьи, подобранные по важим запросам:

  • Тестируем революционные самозаклеивающиеся шины

    Тестируем революционные самозаклеивающиеся шины Фото: Дмитрий Мамонтов Колесо «Фольксвагена» наезжает на маленький железный пандус, и стоящий рядом…

  • Зимние шины: явное итайное

    Зимние шины: явное итайное Описания современных шин бывают по количеству сопоставимы с документацией к сложному техническому устройству, что неудивительно —…

Метки: ,

Комментирование закрыто.