Вы просматриваете: Главная > Авторемонт разное > Иркутский су-30см: изиндии в россию
Post Icon

Иркутский су-30см: изиндии в россию

Иркутский су-30см: изиндии в россию

Иркутский СУ-30СМ: изИндии в Россию

Не секрет, что для многих фирм русском «оборонки» работа на экспорт стала единственным методом выживания во времена, в то время, когда закупки нового оружия для ВС РФ финансировались очень скудно. Тогда Российская Федерация вооружала вторых, но держала собственную армию на голодном пайке, и данный исторический момент тяжело оценить позитивно. Однако работа по экспортным договорам разрешила отечественным фирмам не только не потерять производственный потенциал, но и предложить более идеальную технику уже Российской армии, в то время, когда деньги на перевооружение показались.

Сделать то, чего не было

Создание «иркутской ветви» Су-30МК — это одна из самые интересных историй постсоветского авиапрома. Крестными отцами самолета можно считать двух начальников: председателя совета директоров Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО, в 2002 году преобразовано в корпорацию «Иркут») генерального конструктора и Алексея Федорова «ОКБ Сухого» Михаила Симонова. Позднее громадную роль в развитии программы сыграл президент корпорации «Иркут» Олег Демченко, под управлением которого линейка иркутских Су-30 развивалась в интересах Минобороны Российской Федерации.

Cу-30МКИ (индекс МК свидетельствует «коммерческий, модернизированный», а следующая буква зарезервирована за страной-клиентом, в этом случае Индией) стал первым у нас серийным самолетом, относящимся к классу многофункциональных истребителей. Исторически сложилось так, что в СССР автомобилей для того чтобы класса не создавали.

Боевая авиация была специальной по видам решаемых задач: перехватчики, фронтовые истребители, автомобили для захвата господства в воздухе, ударные самолеты. Для огромного советского парка боевых самолетов это было частично оправдано. В новых исторических условиях для внешнего, а после этого и для внутреннего рынка было нужно создавать более универсальные военные машины — многофункциональные истребители.

Изначально программа Су-30МКИ была задумана для сохранения за Россией одного из самых емких и привлекательных рынков боевых самолетов — Индии. Неприятность заключалась в том, что индийский рынок относится к высококонкурентным.

Продвинуть на него самолеты, каковые серийно выпускались в Российской Федерации в первой половине 90-х годов двадцатого века, не представлялось вероятным. Помимо этого, Индию категорически не устраивала роль несложного клиента оружий. В новой программе она желала выступить в роли клиента, определяющий требования к самолету, и производителя самолётов и участника кооперации по лицензии.

Сумма инноваций

Запросы ВВС Индии были только высокими. Это потребовало большого применения при разработке Су-30МКИ научного задела, наработанного к тому моменту русском авиационной и радиоэлектронной индустрией. Достаточно назвать только кое-какие из бессчётных инноваций.

Су-30МКИ стал первым в мире серийным сверхманевренным истребителем, что было обеспечено установкой двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, передовой совокупностью дистанционного управления и отечественными наработками в области аэродинамики. Силовая установка Су-30МК включает в себя два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-31ФП с осесимметричным соплом. Суммарная тяга на форсаже 25?000 кгс снабжает горизонтальный полет со скоростью 2? М на громадной высоте и скорость на малых высотах 1350 км/ч.

Дифференциальное отклонение на углы до ±15 градусов осесимметричных сопел двигателей, оси поворота которых расположены под углом 32 градуса друг к другу, разрешает руководить вектором тяги по рысканию и тангажу. В зависимости от грядущего маневра сопла смогут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением либо раздельно от него.

До Су-30МКИ ни один истребитель в мире в экспортном выполнении не оснащался бортовым радиолокатором с фазированной антенной решеткой. Эта разработка, относящаяся к пятому поколению боевой авиации, в тот период употреблялась на ограниченном числе истребителей ВВС Соеденненых Штатов.

Интегрированный радиолокационный прицельный комплекс с ФАР, установленный на Су-30МКИ, способен обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и в один момент нападать до четырех из них. Кроме этого необходимо подчеркнуть, что на серийных Су-30МКИ в первый раз в отечественной практике установлено бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), имеющее открытую архитектуру.

На момент запуска программы в Российской Федерации не было некоторых электронных совокупностей, реализующих твёрдые требования индийских клиентов. Исходя из этого в первый раз в отечественной практике было решено интегрировать в состав БРЭО компоненты западного производства. С этим блестяще совладали конструкторы «ОКБ Сухого», Раменского приборостроительного конструкторского бюро и других отечественных компаний.

Клиентов стало больше

Но неприятности проекта на большом растоянии выходили за рамки техники. Требовались нестандартные управленческие ответы. В первый раз столь сложная программа была организована коммерческим предприятием — ИАПО, которое в начале 1990-х согласно решению страны было акционировано.

Необычно большой была и глубина планирования. Уже при подписании первого поставочного договора во второй половине 90-ых годов XX века был намечен 20-летний замысел развития программы.

Кроме поставок и разработки он включал передачу документации, создание производственных мощностей, развертывание эксплуатационной инфраструктуры, обучение экспертов для лицензионного производства в Индии компанией HAL. Ранее работы для того чтобы масштаба в отечественной стране организовывались и координировались на уровне как минимум отраслевых министерств.

Вторая сложность заключалась в том, что ИАПО было нужно вырабатывать и координировать принципиально новую для отечественного ОПК интернациональную кооперацию. Наконец, на ИАПО всецело легло бремя ответа денежных неприятностей, которые связаны с разработкой, подготовкой и испытаниями производства нового боевого комплекса.

Не обращая внимания на все перечисленные сложности, в 2002 году первый Су-30МКИ был передан ВВС Индии. Машина достаточно скоро прошла стадию «детских заболеваний» и стала флагманом индийской военной авиации.

Последовательность последующих контрактов, подписанных по инициативе минобороны Индии, довел суммарный заказ на Су-30МКИ до 272 автомобилей. Хороший опыт Индии сподвиг на приобретение иркутских Су-30МК еще двух клиентов: Алжир и Малайзию. Напомним, что данные государства кроме этого относятся к категории привередливых клиентов, потому, что имеют возможность выбирать между российской и западной техникой.

    Благодаря успеху проекта Су-30МКИ Иркутский летный завод прошел переоснащение: внедрены цифровые разработки, обновлен станочный парк, установлены мировые стандарты качества, организовано обучение персонала. Это разрешит предприятию удачно строить армейские автомобили, и трудиться над новым высокотехнологичным русским лайнером МС-21.

Фаворит авиапрома

В ходе работы над алжирским Су-30МКИ (А) и малазийским Су-30МКМ машина всегда совершенствовалась. Увеличивалась надежность, улучшались эксплуатационные характеристики, в состав БРЭО вводились новые совокупности.

Прибыль от зарубежных поставок вкладывалась в техническое переоснащение Иркутского авиационного завода — филиала ОАО «Корпорация «Иркут»». В следствии к настоящему моменту он стал одним из лучших в технологическом оснащении фирм не только авиапрома, но и всего российского ОПК.

Кроме автомобилей, относящихся к «индийской» ветке Су-30МК, тут производится Як-130 — двухместный учебно-боевой самолет. Кроме этого на ИАЗ начато строительство первых образцов новейшего российского среднемагистрального лайнера МС-21, что, как ожидается, сможет продемонстрировать конкурентоспособные экономические характеристики за счет применения в конструкции композитных компонентов.

О том, как благотворно отразился на судьбе иркутского предприятия успех проекта МКИ, поведал президент ОАО «Корпорация «Иркут»» Олег Демченко: «Программа Су-30МКИ стала базой для развития отечественной корпорации. Прибыль от экспортных поставок мы инвестировали в развитие новых проектов, таких как учебно-пассажирский самолет лайнер-130 и боевой як МС-21.

не меньше ответственное направление отечественных инвестиций — кардинальное техническое переоснащение Иркутского авиационного завода. Мы совершили комплексное внедрение цифровых разработок, обновили станочный парк, внедрили мировые стандарты качества, совершили рабочих и массовую переподготовку инженеров.

В следствии значительно повысились возможности предприятия. В прошлом в лучшие годы мы поднимали на крыло до 30 истребителей в год. Сейчас суммарный ежегодный выпуск Су-30СМ и Як-130 приближается к 60 автомобилям.

Рост достигнут на фоне огромной работы по подготовке к серийному выпуску самолетов МС-21 и производству первых лайнеров МС-21−300, предназначенных с целью проведения опробований».

Делаем для себя

Оптимальное сочетание боевой эффективности и эксплуатационных черт иркутских Су-30 и стоимостных параметров программы привлекло интерес Минобороны России, приступившего в начале 2010-х годов к кардинальному переоснащению боевого авиационного парка. В следствии в 2012 году были подписаны договора на поставку ВВС России двух многочисленных партий многофункциональных истребителей Су-30СМ.

Эта машина стала развитием экспортных самолетов Су-30МКИ и Су-30МКМ. В сжатые сроки «Иркут» и «ОКБ Сухого» доработали самолет под требования МО РФ, и в 2013 году он удачно прошел опробования, открывшие ему дорогу в армии. Сейчас вооруженный истребителями Су-30СМ полк, дислоцированный на авиационной базе Домна Восточного военного округа, всецело освоил новую машину и несет боевое дежурство.

Двухместный многофункциональный Су-30СМ выбрала для собственных береговых частей морская авиация ВМФ России. Поставка их в армии уже ведется. Новым зарубежным клиентом Су-30СМ стал союзник России по ОДКБ Казахстан.

У семейства «иркутских» Су-30 хорошие возможности. Суммарный заказ на самолеты Су-30МКИ/МКИ (А)/МКМ/СМ превысил 400 самолетов. Ожидается, что он будет возрастать.

Около 300 самолетов удачно эксплуатируются в армиях. Первые поставленные в Индию автомобили входят в среднюю стадию жизненного цикла, что обещает важные заказы на ремонт.

    Процесс стыковки различных элементов Су-30СМ На этом этапе самолет получит вид летательного аппарата, по окончании чего отправится в цех окончательной сборки. В конструкции, которую несет над цехом Иркутского авиазавода кран, пока еще тяжело определить учебно-боевой самолет Як-130.

    Обретение крыльев в первых рядах. Линия сборки Су-30МКИ и Су-30СМ. На сегодняшний сутки, в случае если сказать об объёмах производства и интересе заказчиков, российское военное авиастроение чувствует себя намного лучше гражданского.

    Остается сохранять надежду, что так будет не всегда и гражданские проекты также получат силу и динамику.

Плюс «БраМос»

Разворачиваются работы по модернизации истребителей. Первый таковой проект — оснащение части Су-30МКИ сверхзвуковыми крылатыми ракетами «БраМос». «БраМос» — еще один громкий российско-индийский проект, в котором с отечественной стороны приняло участие реутовское ОАО «ВПК «НПО машиностроения»». «БраМос» выстроен на базе экспортной противокорабельной ракеты «Яхонт» (в отечественной версии она именуется П-800 «Оникс»).

Ракета предназначена для уничтожения многих целей, отличается высокой дальностью полета (до 290 км), большой сверхзвуковой скоростью (до 2,8 М), замечательной боевой нагрузкой (до 250 кг), и малой заметностью для радаров. Полет ракеты, вес которой в базисном варианте образовывает 3000 кг, осуществляется в диапазоне высот 10−14 тысяч метров по переменной траектории.

В новой ракете на практике реализован принцип «выстрелил и забыл», потому, что цель ракета находит сама. Ракета воздушного базирования легче базисной на 500 кг.

По оценке экспертов, аналогов таковой ракеты, которая имела бы подобную дальность и сверхзвуковую скорость полета, в мире до тех пор пока нет. По отношению к зарубежным аналогам, каковые сейчас эксплуатируются, «БраМос» имеет преимущества по скорости втрое, по дальности действия — в два с половиной раза, по времени реагирования — в несколько раз.

Первый доработанный в Индии самолет, предназначенный для опробований авиационной версии ракеты «БраМос-А», в феврале 2015 года передан ВВС Индии. Комплекс Су-30МКИ + «БраМос» владеет неповторимыми возможностями по поражению морских целей, имеющих сильную ПВО. Обсуждается программа «громадной модернизации», из-за которой «иркутские» Су-30 возьмут более действенный локатор и обновленное БРЭО.

Примечательно, что линейка самолетов Су-30МК имеет не только «индийскую», но и «китайскую» ветвь. Производство Су-30МКК было организовано на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. Но это уже совсем вторая история.

Статья «Окрыленный Индией» размещена в издании «Популярная механика» (№151, май 2015).

Новые истребители Су-30СМ Иркутского авиазавода передали морской авиации ВМФ России, "Вести-Иркутск"


Записи по принципу Рандом:

самые интересные для Вас статьи, подобранные по важим запросам:

Метки: ,

Комментирование закрыто.