Вы просматриваете: Главная > Авто статьи > Белорусский народный автомобиль…
Post Icon

Белорусский народный автомобиль…

Белорусский народный автомобиль...

Белорусский народный автомобиль. иллюзорные прожекты и Реальные проекты отечественного автопрома

Обычно летопись производства автомобилей в Беларуси ведут от начала сборки «Фордов» в поселке Обчак под Минском во второй половине 90-ых годов двадцатого века. Но, выясняется, началось все мало раньше. TUT.BY изучил историю становления белорусского народного автомобиля В первую очередь девяностых.

Мы уже говорили о том, как Беларусь пришла к более-менее массовому производству минивэнов и легковушек и какие конкретно модели собирают в стране сейчас. А на данный момент отыщем в памяти, как пробовали организовать сборку машин до Ford и какие конкретно храбрые и амбициозные проекты предлагались в середине — финише девяностых и двухтысячных.

Советские годы: самоделки

Как мы знаем, в Белорусской ССР была развита грузовая автопромышленность: минские грузовики МАЗ — гражданские и армейские (производства МЗКТ), могилевские тягачи МоАЗ, жодинские карьерные самосвалы БелАЗ. А вот легковушки промышленность не производила.

А раз так, автомобилисты брались за дело сами и строили машины, каковые позже регистрировали в ГИБДД и на которых легально ездили по стране. Про одну такую кустарную легковушку — «Фантазию» начала семидесятых — мы уже говорили. И это был далеко не единичный пример.

Сам создатель, Борис Каравкин, сказал, что взялся за самоделку по окончании того, как его приятель выстроил свой автомобиль. Такая инициатива поощрялась, много внимания самоделкам уделялось в телепередаче «Это вы имеете возможность», да и редко какой номер издания «Моделист-конструктор» либо «Техника — молодежи» обходился без упоминания очередной штучной модели. Систематично устраивались слеты-пробеги и смотры участников перемещения «самавто» (самодельный автомобиль), говорит блогер и автоконструктор Андрей Чудаков.

В номере 7 издания «Моделист-конструктор» за 1991 год детально рассказывается о еще одной минской самоделке: микролитражке «Яуза-035» работы инженера М. Ярошевича. К сожалению, в статье нет фотографий (только рисунок и чертежи на обложке), но из текста можно понять, что создатель машину выстроил и ездил на ней. Мотоциклетный двигатель Иж-Ю4 мощностью 27 л. с. имел возможность разогнать 2,5-метровый автомобильчик с кузовом из дерева и оргалита до 80 км/ч.

1992−1993: «формулы» и «бумеры»

В начале девяностых немец Йохан Кнапп совместно с белорусскими автоэнтузиастами Геннадием Драбкиным и Александром Синкевичем организовал компанию «JAK — автомобильные разработки» и затеял проект «Гонки для Беларуси». В 1992-м белорусские эксперты проходили обучение на известной гоночной фабрике Zakspeed.

А скоро на Умело-механическом заводе в Минске (кроме этого известен как «Белбыт») собирали машины для гонок класса «Формула-Формула» и «юниор-3». Двое белорусских парней участвовали в чемпионате ФРГ.

После этого Кнапп пробовал развивать подобный проект для России, но практически через несколько лет все было нужно свернуть. какое количество как раз выстроили болидов, неизвестно, но разошлись они по всей Евразии. Один JAK JK-26 кроме того добрался до Японии.

Детально историю создания компании возможно почитать тут.

Снимок Сергея Рябцева, pkk-avia.livejournal.com

В «Вечернем Минске» за 27 декабря 1993 года появляется заметка с громким заглавием «Шабаны собираются стать центром». Возможно поразмыслить, что речь заходит о том, что окраинный район приобретёт новый административный статус.

На самом же деле оказывается, что тут планируют открыть сервисный центр, что из «бэушных» BMW начнёт делать машины способом refurbishment: выбрасываем негодные подробности, ставим вместо новые. на данный момент такая схема весьма популярна при выпуске сотовых телефонов. Как видим, большого центра автомобилестроения из Шабанов так и не получилось.

1994: прожекты в духе Васюков

Девяносто четвертый в Беларуси выдался богатым на прожекты и разные проекты. К примеру, у нас планировали начать производить пассажирские самолеты. Что до машин, то в марте белорусы выяснили, что известный предприниматель Андрей Климов (прежде узнаваемый по строительному бизнесу) собрался создать и начать строить первую сугубо белорусскую легковушку.

В раздаваемых направо и налево интервью Климов сказал, что двигатель, коробку передач и радиоприемники закупят за границей, а все другое начнут делать собственными силами. На вопрос — не несложнее ли приобрести лицензию на платформу? — отвечал: нет, дескать, обеспечений, что не подсунут старье.

И по большому счету якобы у всех автомобилей база однообразная, а изменяется лишь электроника и кузов. В общем, новоиспеченный автоспециалист поведал, что несколько конструкторов СКБ «Автоваза» готова переехать в Минск для разработки национальной легковушки, и дал обещание, что в ноябре того же 94-го завершится конкурс проектов, через три года выпустят первые образцы, через пять лет начнется серийный выпуск, а через десять конвейер получит на полную мощность. Климовской автомобили никто так и не заметил.

не меньше храбрый прожект показался в июле того же года. Представители «Восточной академии» и «Центра по конверсии имени и техническому консультированию Штайнбайса» из Германии приехали с визитом в Минск, вдохновились инвестиционным климатом и объявили, что в Минске хоть на данный момент возможно начать выпуск электромобилей на солнечных батареях. Директор «Восточной академии» Армин Рупалла рисовал возможности, хорошие Нью-Васюков:

— Для осуществления данного проекта в республике имеется все нужное. На базе одного из автозаводов возможно реально наладить сборку солнечных авто. Оптическое оборудование на добротном европейском уровне выполнят рабочие Белорусского оптико-механического объединения.

С производством электронной части удачно справится объединение «Интеграл». Недостаток с аккумуляторными батареями способно дать добро производственное объединение «БелВАР». Хватит в республике для квалифицированных специалистов и этой затеи.

До тех пор пока прожектеры давали слово привести нас к яркому автомобильному будущему, тем же летом другие компании начали собирать автомобили не на словах, а на деле. В июне при помощи компании «Белинтурист» на производственных мощностях фирмы «БелАЗ» начали собирать грузовички польской марки Lublin. В новостях отмечалось, что польское в «Люблин-БелАЗе» — лишь двигатели, все другое поставляют белорусские фирмы.

Машины собирали до сентября 1999 года. Среди производимых моделей именуют фургоны и грузовички «Люблин-БелАЗ-3352/3353/3355/3372» и микроавтобусы «Люблин-БелАЗ-3201/3314». В следующий раз «Люблины» опять прописались в Беларуси пять лет спустя: в 2004-м их недолго собирали на бывшем «фордовском» заводе в Обчаке, но уже на компании «Юнисон».

А в ноябре 94-го машины начали собирать в Гродно — на заводе карданных валов (на данный момент — ОАО «Белкард»). В те тяжелые времена предприятия старались выжить, как имели возможность, и часто брались за непрофильные выдумки.

На Минском авиаремонтном заводе, к примеру, производили стиральные машины и микроволновки. Тут же взялись собирать микролитражки «Ока».

До тех пор пока это была в чистом виде «отверточная» сборка, но в будущем рассчитывали локализовать часть узлов и через пара лет производить по десять тысяч автомобилей в год. Сейчас упоминания о том, что в Гродно когда-то собирали «Оку», отыскать весьма сложно.

светло одно: ни о речи десятках и каких тысяч быть не имело возможности. Мы кроме того не знаем, удалось ли завершить умелую партию из десяти штук.

1996−1997: «Шкоде» нашкодили, «Форд» промчался транзитом

В 1995 году на базе 124-го регионального спецавтоцентра и авторемонтного завода «Беларусь-Таврия» создали ЗАО «Таврия-Минск» для выпуска машин ЗАЗ-1102 «Таврия» с ручным управлением для калек. Ключи от первой автомобили вручал Александр Лукашенко.

Во второй половине 90-ых годов XX века собрали 300 автомобилей, в следующем — 350. На будущие годы планировали увеличить замысел до 550 машин в год, но такие показатели не снабжали рентабельности, и производство закрыли.

Компания «Пуше», которая в середине девяностых была импортером бытовой автомобилей и электроники, заодно являлась дилером компании Škoda. В 1996-м на компании решили наладить производство легковушек Škoda Felicia и Škoda Felicia Combi на базе Дзержинского завода «Агромаш».

Кое-какие источники пишут, что на заводе уже выполнили монтаж оборудования и вот-вот готовься начать штамповать по десять тысяч «Шкод» в год. Но неожиданно бизнес свернули и ни одного автомобиля не выпустили.

Поговаривают, что обстоятельством для того чтобы поспешного ухода с рынка стало очередное изменение совокупности налогообложения. Любопытно, что и сейчас еще кое-какие интернет-справочники компаний пишут про завод «Агромаш» (что в далеком прошлом уже поменял наименование на «Амкодор-Дзержинск») следующее: «Продукция — сборка машин „Фелиция-Шкода“. Производство машин».

18 июля 1996 года состоялась официальная церемония начала строительства завода «Форд Юнион». В июне 97-го завод выпустил первые партии микроавтобусов Ford Transit, а в июле — легковушки Ford Escort. Александр Лукашенко проехал на белорусской новинке.

В год планировали выпускать по шесть тысяч автомобилей, но к концу 97-семь дней освоили только пара сотен, в 98-м — 1840, в 99-м — 440 штук. Всего за три года выпустили 3660 машин.

Изменение налогового законодательства сделало сборку машин в Беларуси невыгодным, и в 2000 году предприятие реализовали британской компании J&W Sanderson, которая создала СП «Юнисон». Британцы давали слово сохранить производство автомобилей и наладить выпуск автозапчастей, но вместо этого начали отливать зубные щетки.

Предстоящую историю производства машин в Беларуси AUTO.TUT.BY говорил раньше — на данный момент остановимся только на нескольких неизвестных проектах.

2001−2002: опять «шахматный» Мишка и «Шкода»

Летом 2001 года опять показались беседы о том, что на заводе «Юнисон» начнут собирать Škoda Fabia и Škoda Octavia. Представители завода давали слово производить по 6 тысяч автомобилей в год и поставлять больше половины на экспорт. Дальше бесед дело не зашло.

А вот второй проект чуть было не дошел до реализации. Во второй половине 90-ых годов двадцатого века русский компания «АСМ-холдинг» создала микролитражку называющиеся «Мишка» — что-то наподобие «Оки», кроме того со схожим дизайном.

В 2002 году директор холдинга Михаил Волосов объявил, что они реализовали лицензию на производство «Мишки» Белорусскому автомобильному заводу. В этом же году завод должен был собрать умелую партию, в 2003-м — промышленную, а дальше уже выйти на уровень 10 тысяч автомобилей в год.

По неподтвержденным слухам, пара микролитражек на БелАЗе собрали. Но никакого развития проект не взял.

В том же 2003-м в Российской Федерации организовали новую компанию «Мишка-Тула-Москва», одним из акционеров которой стал шахматный чемпион Анатолий Карпов, и еще практически десять лет компания пробовала начать серийный выпуск автомобилей. Около полусотни умелых экземпляров все же выстроили.

Снимок издания «За рулем»

2010−2014: ё-Васюки и испанско-китайский МАЗ

В декабре 2010-го МАЗ презентовал две модели микроавтобуса: МАЗ-181010 и МАЗ-182010. Помощник председателя совета директоров по коммерческим вопросам Алексей Тутубалин объявил, что за базу забрана одна из моделей, которая выпускается в Испании.

И уже в следующем году завод на своем филиале «Могилевтрансмаш» планирует изготовить 200 микроавтобусов, а позже довести это число до полутора тысяч, причем с 30-процентной локализацией. Но блогеры весьма скоро раскусили, что за базу забрана никакая не испанская модель, а самая настоящая китайская: King Long Hiase, которая есть клоном модели Toyota HiAce четвертого поколения разработки финиша восьмидесятых.

Заодно стало известно, что оба микроавтобуса — долгий и маленький — приехали прямиком из Китая, и помой-му в том месте же на них и логотип МАЗа прикрепили. От автожурналистов микроавтобусы взяли хлесткое прозвище «Мазель».

К 2012 году от маленькой модели — МАЗ-182010 — отказались, а ее индекс присвоили длиннобазной машине, да вдобавок дали ей собственное имя «Ника». И производство вправду началось в Могилеве.

Пара лет спустя основной конструктор пассажирской техники завода Юрий Сырокваш поведал нам, что проект закрыли из-за нерентабельности по окончании выпуска 14 единиц микроавтобусов. Одну из этих автомобилей возможно встретить в виде скорой помощи на МАЗе, вторая также употребляется на заводе — в качестве административного «буса». Нет-нет да и встретишь «Мазель» на улице.

Снимок автора

В 2010 году русский миллионер Михаил Прохоров начал амбициозный проект по разработке очередного народного автомобиля под маркой «Ё». Авторы давали слово неповторимый роторно-лопастной двигатель, гибридные разработки, низкую цену, участие в ралли «Дакар» и другие маловыполнимые выдумки.

Весной 2011 года Леонид Заико — узнаваемый экономист, член публично-консультативного совета при Администрации Президента страны Беларусь — объявил, что в Беларуси нужно бы выстроить три завода по производству «Ё-мобилей»: в Гомеле, Барановичах и где-нибудь еще. И чтобы любой завод производил по десять тысяч автомобилей в год.

Чем закончилась эпопея, мы знаем: ни один завод ни в Беларуси, ни в Российской Федерации не выстроили, а Михаил Прохоров подарил проект «Ё-мобиля» стране из любви к отчизне. Однако в 2014 году компания «Ё-инжиниринг» на собственной базе в Шабанах все же собрала четыре электромобиля ё-Crossback EV, один из которых Прохоров после этого подарил Владимиру Жириновскому.

Фото: rusautomobile.ru

Белорусский автомобиль: хронология

Мы постарались собрать сведения обо грузовичках и всех легковушках/микроавтобусах, каковые собирали в свободной Беларуси. В случае если у вас имеется дополнительные сведения — делитесь в комментариях.

Заодно напомним, что с 2007 года лидский умелый завод «Неман» (на данный момент — филиал МЗКТ) развивает производство малых автобусов на базе итальянских и китайских шасси. Но, эти модели по вместимости и размеру ощутимо больше, чем простые «микрики», так что тут мы их не учитываем.

1993: гоночные автомобили «Формула-Формула» и «юниор-3» («JAK — автомобильные разработки», завод «Белбыт», Минск)

1994−1999: развозные грузовики и микроавтобусы «Люблин-БелАЗ» (завод БелАЗ, Жодино)

1994: КамАЗ-1111 «Ока», штучные экземпляры (Завод карданных валов, Гродно)

1996−1997: ЗАЗ-1102 «Таврия» («Таврия-Минск», 124-й ремонтный завод, Минск)

1997−2000: Ford Escort и микроавтобусы Ford Transit («Форд Юнион», поселок Обчак)

2004: фургоны Lublin-3 («Юнисон», поселок Обчак)

2006−2013: Samand («Юнисон», поселок Обчак)

2009: микроавтобусы «Юнилайн» на базе Ford Transit и машины скорой помощи «Юнимед»/«Юникс» на базе «Газели» и Renault Master («Юнисон», поселок Обчак)

2011−2013: Samand Soren («Юнисон», поселок Обчак)

2011: Черри Riich X1, штучные экземпляры; развозные грузовики «Юником» на базе KIA 2500 °F («Юнисон», поселок Обчак)

2012: микроавтобусы МАЗ-182010 «Ника», штучные экземпляры (МАЗ, филиал «Могилевтрансмаш», Могилев)

2012: Zotye Z300 («Юнисон», поселок Обчак)

2013: Geely SC-7 («БелДжи», завод «Автогидроусилитель», Борисов)

2014: Geely Emgrand X7, Geely LC-Cross («БелДжи», завод «Автогидроусилитель», Борисов)

2014: Опель Corsa, штучные экземпляры («Юнисон», поселок Обчак)

2014: ё-Crossback EV, штучные экземпляры («Ё-инжиниринг», Минск)

2015: Опель Mokka, Peugeot 508, Peugeot 301, Peugeot 3008, Peugeot Partner Tepee, Citroen C-Еlysee, Citroen Berlingo, Шевроле Tahoe, Cadillac Escalade («Юнисон», поселок Обчак)

В Беларуси показался народный автомобиль собственной сборки — Лукашенко


Записи по принципу Рандом:

самые интересные для Вас статьи, подобранные по важим запросам:

  • Пять самых ветхих машин…

    Пять самых ветхих машин, каковые еще находятся в производстве Автомобильная древность. Как сообщил Вольтер Прогресс-закон природы . Кроме этого всем…

  • Volkswagen passat b7 — прекрасный народный автомобиль

    Volkswagen Passat B7 — прекрасный народный автомобиль Автомобили, каковые производятся концерном Volkswagen достаточно популярны в мире. И это не просто так,…

  • 10 Машин долгожителей

    10 машин долгожителей 10 автомобилей каковые не желают уходить на пенсию В целом в течении поиска и десятилетий производства лучших разработок возможно…

  • Десять германских машин, каковые…

    Десять Германских машин, каковые производятся не в Германии Сделано в Германии, за исключением… Германия известная своими передовыми разработками…

  • Десять лучших интерьеров машин 2014 года

    Десять лучших интерьеров машин 2014 года ТОП-10 — Ward’s Auto раскрывает ежегодный перечень. Американский популярный издание Ward’s Auto раскрыл собственный…

  • «Народная» война машин: на чем ездят белорусы?

    Народная война машин: на чем ездят белорусы? AUTO.TUT.BY проанализировал, на чем ездят простые белорусы, и госслужащие в регионах и столице,…

  • «Моторшоу»: «народные» машины…

    Моторшоу : народные машины, китайцы , обладатели призов Поведав о новинках премиум-сегмента, каковые в первый раз в Беларуси официально представят на…

Метки: , ,

Комментирование закрыто.