Вы просматриваете: Главная > Авторемонт разное > Колоть ирезать!: готовь шипованную резину летом
Post Icon

Колоть ирезать!: готовь шипованную резину летом

Колоть ирезать!: готовь шипованную резину летом

Колоть ирезать!: Готовь шипованную резину летом

Шипованная шина снабжает повышенное сцепление с обледеневшей дорогой благодаря шипам противоскольжения — они впиваются в лед, колют и режут его. Профилированный твердосплавный стержень — сердцевина шипа и его главная подробность.

Но, подробностей у шипа всего две: не считая стержня имеется еще и сам корпус шипа, в котором данный стержень держится. Держится достаточно прочно, по крайней мере проблемой, волнующей автолюбителей, есть не выпадение стержня из корпуса шипа, а выпадение самого шипа из шины.

снежинки и Кузнецы

Начнем с того, что шипы значительно старше машин. Кузнецы вбивали гвозди в кожаные накладки на колесах карет и повозок еще в начале XIX века.

С возникновением пневматических шин о шипах забыли, но уже в начале 1930-х их стали применять опять — сперва на гоночных, а к середине пятидесятых и на простых машинах. В течение последних десятилетий эта, на первый взгляд несложная, подробность многократно меняла и конструкцию, и форму, и материал. У нас в стране о шипах определили позднее.

«В начале шестидесятых на столичном ипподроме зимний период гонялись на формулах и самоделках с ошипованными шинами. Причем шипы допускались сквозные, как для мотогонок по льду, и весьма долгие — пожалуй, 15 миллиметров, не меньше.

Я изготовил самодельные шипы наподобие сквозных мотоциклетных, всю ночь шиповал колеса и на следующий сутки в гонке занял первое место», — пишет узнаваемый гонщик советских времен Юрий Андреев. Пощупали руками настоящие шипованные шины зарубежного производства первыми из советских людей раллисты, принявшие участие в ралли «Монте-Карло» в первой половине 60-ых годов двадцатого века.

Без «шиповок» по ледяным альпийским дорогам проехать было бы по большому счету нереально. Но они не спасли от провала — сориентироваться на незнакомых дорогах без знания и карт языка выяснилось нереально, и за суммарное опоздание более чем часа все советские экипажи, выступавшие на «Волгах» и «Москвичах», были исключены из зачета.

Но нужный урок был извлечен, и скоро национальные тёмные Волги бы ли обуты для зимней эксплуатации в отечественные шипованные зимние шины «Снежинка». Стоит ли сказать, что в эру тотального недостатка такие шины были для простых автомобилистов совсем недоступны.

Сделай сам

В первый раз в автомобильных гонках на треке опыт с шипами был совершён в начале восьмидесятых. Гонщикам, приглашенным к участию в «Гонке звезд», традиционно устраиваемой изданием «За рулем», раздали финские спортивные шипы «Комет» и отечественные «дубовые москвичевские» зимние шины.

Любой гонщик шиповал собственные шины самостоятельно, и среди них был ваш покорный слуга. Делалось это так: высокооборотной пневматической сверлильной машинкой (наподобие зубной) особым сверлом сверлились дырки. Основной задачей было не просадить шину полностью!

После этого отверстие заливалось особым клеем «Локтайт», и шип бережно вставлялся в него посредством особой, кроме этого пневматической шиповальной машинки. Она ласково раздвигала края дырки под шип в различные стороны лапками-усиками и проталкивала сам шип особым поршеньком, не легко вздыхая наряду с этим, производя излишки воздуха.

Кто сумел дотянуться особый клей и делал вышеописанную операцию бережно и неспешно, приобретал качественные шины, в которых шипы держались мертво — не выскакивали. Гонка проходила на маленьком треке и больше была похожим корриду — под конец не осталось ни одного целого автомобиля, чем был несказанно удивлен случайно появлявшийся сейчас в Москве президент FIA (интернациональной федерации автоспорта) Жан-Мари Балестр. «Ну и гонки, ай да русские! Нигде в мире таких брутальных битв не видел!» — восхищался он.

Через некое время опыт с шипами был повторен, и шипы стали существовать параллельно с «бесшиповыми» гонками. В случае если когда-то, в первой половине 90-х годов двадцатого века, в гонках по ледовому треку использовались кроме того долгие семимиллиметровые шипы, то начиная с сезона 2004 года в историю ушли и 4,5-миллиметровые. Вместо них сейчас употребляются шины с шипами длиной 1,5 миллиметра — они меньше разрушают ледовую дорожку, снижают влияние на итог мощности мотора и повышают зрелищность соревнований.

Езда на миллиметре

Езда по ледовой дорожке на 1,5-миллиметровых шипах по ощущениям похожа на езду без шипов по утрамбованному снегу. У начинающих гонщиков создается чувство, что машина хорошо держит любую траекторию.

Но при попадании на участки с глубоким слоем ледяной крошки сцепление шин быстро падает — эффект напоминает аквапланирование. В случае если наблюдать со стороны, видно, как машина практически вязнет, быстро сбавляя скорость, а соперник, находящийся рядом, мгновенно побеждает метров 30−50.

Глубочайший слой крошки собирается на внешнем радиусе, что делает езду с упором о внешний вал тщетной и фактически неосуществимой. На таких шипах тактика сводится к выбору верной траектории в вираже, напоминая гонки на овалах серии Инди.

Шипы для ралли

В то время, когда под колесами автомобиля скользкое покрытие, он не хорошо слушается руля — это факт. Но раллисты превосходно справляются со собственными металлическими конями на любом скользком покрытии, кроме того на льду. «Мне весьма нравится ралли в Швеции — из-за ощущения какой-то лёгкости автомобили на «снежных» шинах, в то время, когда в поворотах ты можешь скользить, не теряя драгоценных мин. на торможение…», — как-то согласился Колин Макрей, мировой чемпион по ралли.

Красиво сообщено! Еще бы! Из зимних раллийных шин торчат шипы длиной в 4,5 мм, и скользить, само собой разумеется, приятно, а основное — достаточно безопасно.

Такая езда по ощущениям больше напоминает гравийную.

Анатомия гражданского шипа

Покинем в стороне спорт и «боевые» зимние шины. Споры о целесообразности применения шипов противоскольжения на простых машинах продолжаются уже лет тридцать. Перед тем как взвесить доводы за и против, давайте посмотрим, что являются современные шипы.

Современный шип, напомним, складывается из двух элементов: корпуса и твердосплавной рабочей вставки. Корпус изготавливается из мягкой стали либо алюминиевого сплава. Помимо этого, известны шипы из керамики и пластмассы — но в Российской Федерации они не прижились.

Конструкторы борются за уменьшение размеров и веса шипа: от этого зависит его разрушающее действие на дорожное полотно. Современные шипы дробят на однофланцевые «гвоздики» и многофланцевые. Однофланцевые шипы дешевле на 30−35 процентов.

В городах, где скорости малы, подойдут «гвоздики», а на загородных автострадах надежнее многофланцевые.

Прекрасно, в случае если в зоне пятна контакта шины с дорогой в один момент находится от 8 до 12 шипов, но довольно часто их не редкость меньше. Обладателей шипованных шин поджидают в ходе их эксплуатации две главные проблемы. Это ослабление посадки шипа в теле покрышки и его коррозия.

Первое угрожает выпадением шипа, но прежде в зазор между резиной и телом шипа попадает процесс — и вода отправился.

Предполагалось, что многофланцевый шип спасет положение, потому, что верхний фланец создаст преграду воде и увеличит прочность фиксации шипа. Эксплуатация продемонстрировала, что многофланцевый шип держится лучше — но не более того… Резина не в состоянии повторить форму шипа, а предусмотреть фигурную дырку, которая повторяла бы рельеф шипа, сложно и дорого. Исходя из этого между стенкой отверстия и корпусом шипа образуются пустоты, в каковые при раскачке шипа «подсасывается» влага.

Огромное значение имеет температурный режим работы шипов. Особенно страшно разгоняться на шипованных шинах по сухому асфальту при плюсовой температуре.

При скорости более чем 60 км/ч уже через 30 мин. верхний фланец шипа разогревается до 1000С, а при таковой температуре начинается осмоление резины. В следствии нарушается структура поверхности отверстия под шип, резина твердеет и начинает разрушаться, а шипы вылетают.

Шипы: за

На скользких зимних дорогах они уменьшают тормозной путь, повышают курсовую устойчивость, улучшают динамические качества и управляемость и практически исключают пробуксовку колес. Преимущества ошипованной резины особенно ярко проявляются в двух случаях.

Во-первых, на мокром льду при температуре близкой к нулю. Во-вторых, на заснеженных участках с интенсивным перемещением. В этом случае укатанный снег подтаивает от множества колес и преобразовывается в ледяной каток.

Обе обстановки именуют у нас гололедом либо гололедицей. Кстати, шипы колют и режут, разбивая ледяную корку, оставляя за собой уже не таковой скользкий след, соответственно, более надёжный для простых шин.

Шипы существенно снижают риск зимней езды. Они улучшают обстановку на зимних дорогах, в том числе и в больших городах, где езда сопряжена с нескончаемыми маневрами, разгонами и торможениями, поскольку поведение автомобиля, обутого в шипованные шины, более предсказуемо.

То же самое, но в меньшей степени относится и к простым зимним шинам без шипов. Так или иначе, забота о безопасности на дорогах зимой заставила власти скандинавских государств, независимо от качества и состояния дорог их уборки зимний период, предписать законом применение зимних шин.

Шипы: против

А сейчас о минусах шипованных шин. На мокром и сухом асфальте тормозной путь автомобиля с шипованными шинами возрастает, а шипы разрушают дорожное покрытие. Это факты неоспоримые.

Асфальтовая пыль, которой тем больше, чем больше шипованных шин проехало по дороге, относится к канцерогенам. Не смотря на то, что при миллионах кубов выхлопных газов, ежеминутно выбрасываемых в воздух, асфальтовая пыль — ничтожная добавка.

Но, так или иначе, зимний период 1974/75 годов в ФРГ шипы были запрещены. Скоро подобный запрет показался и в других европейских государствах. Скандинавы к ним пока не присоединяются — они-то знают, что такое настоящая зима.

Миф о плавающем шипе

Спросите у продавца шипованных шин, какая модель лучше, и он вам в обязательном порядке даст совет шину с плавающим шипом и детально растолкует, из-за чего таковой шип лучше. Он, видите ли, при перемещении по асфальту утапливается, а на льду вылезает, дабы с силой вгрызаться, колоть его и резать.

В действительности нет для того чтобы технического термина, как «плавающий шип», — это чисто народное выражение, появившееся еще лет 10−12 назад, в то время, когда первые более-менее массовые поставки финских шин марки Nokian окрылили автовладельцев.

В следствии сравнения черт дубовой «снежинки» с этим чудесным образом и появился данный термин. Его тут же взяли на вооружение продавцы шин, неизменно говорящие на языке клиента. Нужно заявить, что масла в пламя подлили и производители шин.

Они заявили об изобретении принципиально новых шипов. Но не нужно принимать термин «плавающий шип» совсем уж практически.

Эксперты германского концерна «Continental» при описании новой шины имели в виду, что новая конструкция шипа наровне с новыми разработками в области протектора разрешают свести к минимуму утраты шипов при перемещении. К сожалению, прогресс еще не дошел до того, дабы шипы умели вылезать наружу, распознавая лед, и скрываться, попав на сухой асфальт.

5 мифов о шипах

Слово отечественного специалиста Михаила Горбачева

Еще находятся водители, в штыки принимающие шипованные шины. Для чего стачивать шипы зимний период об асфальт, которого в следствии применения химикатов для таяния снега в городах предостаточно? Да и тормозной путь на мокром асфальте возрастает! — говорят они.

Возражу: в зимних условиях шофер чувствует себя на шипованных шинах более комфортно и с уверенностью на любых покрытиях. Зимний асфальт более скользкий, чем летний, и это чувствуется на любых шинах.

Что касается тормозного пути, то зимний период он кроме этого возрастает независимо от типа шин, и умелые водители это прекрасно знают. По крайней мере, считаю использование шипованных шин для водителей-новичков необходимым.

То же самое советую всем водителям машин с автоматическими коробками, независимо от опыта и стажа вождения. А сейчас пара практических советов.

Миф 1. Шипы возможно устанавливать лишь на ведущие колеса. В действительности шипованные шины рекомендуется ставить на все колеса автомобиля. Устанавливать ошипованные покрышки лишь на переднюю либо лишь на заднюю ось автомобиля в некоторых обстановках смертельно страшно.

При перестановке и монтаже ошипованных колес необходимо обеспечить постоянное направление их вращения.

Миф 2. Возможно гонять на новых шипованных шинах. В действительности свежеошипованные колеса должны преодолеть примерно двухсоткилометровую обкатку, причем шофер не должен быть больше скорости 60−70 км/ч. Это предоставит шанс шипам хорошенько «сесть» на собственные места.

Во время обкатки направляться избегать резких торможений и динамичных стартов.

Миф 3. Импортные шипы не вываливаются на скорости. На самом деле направляться почаще осуществлять контроль давление в шинах. Долгая езда на приспущенных шинах ведет к стремительному износу шипов и их преждевременному выпадению.

Преждевременному выпадению шипов содействует кроме этого перемещение с высокой скоростью, а также на импортных шипованных шинах не рекомендуется ездить скоро. Краткосрочные ускорения до 140 км/ч вероятны, но не более того.

Миф 4. Символ «шипы» защитит от аварии позади. В действительности при торможении на льду и утрамбованном снегу тормозной путь «ошипованного» автомобиля окажется намного меньше, чем тормозной путь следующего за ним автомобиля без шипов.

Это может стать неожиданностью для водителя, следующего позади и бесполезно топчущего тормозную педаль. Обычный предупредительный символ на заднем стекле вашей автомобили он увидит лишь по окончании удара. Исходя из этого ваша безопасность зависит лишь от вас.

Миф 5. Шипы помогают всего один сезон. В действительности при эксплуатации правил и соблюдении обкатки ошипованные шины в большинстве случаев помогают три зимних сезона, другими словами 30−45 тысяч километров. Затем их рекомендуется утилизировать, а не докатывать летом.

Это делать страшно, поскольку тормозной путь вашего автомобиля увеличится на 25%.

По скользкому льду

Goodyear Ultragrip 500

Зимний флагман компании Goodyear. Выпускается фактически для всех типов машин: от Hyundai Getz до Porsche Cayenne. Протектор изготовлен из двухслойной резины: верхний морозостойкий с двуокисью кремния усиливает контакт со снегом и льдом, а плотный нижний надежно фиксирует шип.

Дополнительную фиксацию снабжает особая якорная конструкция шипа.

Сибур Tundra Master и Tundra

Российские брутальные шины Tundra Master и Tundra имеют самый выраженный протектор, что снабжает им самые высокие тягово-сцепные характеристики среди зарубежных соперников. Шины сохраняют собственные свойства впредь до -50ОС и являются фаворитом в собственном сегменте по соотношению цена — уровень качества. Если вы застряли на этих шинах, то не выедете ни на каких вторых.

Nokian Hakkapelitta 4

Шина с самым труднопроизносимым заглавием разрабатывалась отечественными северными соседями прежде всего для себя, а в зимах они толк знают. Четырехгранный финский шип стоит в шине устойчивее, чем круглый либо актуальный в прошедшем сезоне овальный. Шипы в Hakkapelitta устанавливаются в 14 последовательностей, что сокращает шум при перемещении и усиливает сцепление со льдом.

Michelin X Ice North

Пришла пора заменить ваши шины Michelin Ivalo на X Ice North, каковые при такой же управляемости разрешают вам двигаться на 8% стремительнее. Шипы на данной шине выступают мало более, чем в большинстве случаев, разрешая сократить тормозной путь на льду в среднем на 4 метра если сравнивать с соперниками.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№36, октябрь 2005).

Как сделать зимние покрышки для велосипеда. Выпуск 4. TRUE RIDERS.


Записи по принципу Рандом:

самые интересные для Вас статьи, подобранные по важим запросам:

Метки: ,

Комментирование закрыто.