Вы просматриваете: Главная > Авторемонт разное > Измерения проходимости: теория
Post Icon

Измерения проходимости: теория

Измерения проходимости: теория

Измерения проходимости: Теория

    Официальное значение дорожного просвета Jeep Cherokee Renegade — 203 мм (под картером основной передачи заднего моста). В случае если же измерить расстояние от дороги до нижней точки в середине автомобили, то окажется 244 мм У Jeep Cherokee Renegade угол въезда -38?, угол съезда — 32?, угол перелома «рампы» (эстакады) — 22?
    Признаем честно: на данный подъем Jeep Cherokee Renegade въехал самостоятельно, а после этого довольно продолжительное время стоял с трудящимся двигателем, позируя фотографу. И на косогоре также У Jeep Cherokee Renegade достаточно приличные ходы подвесок. А вдруг и их не достаточно? Не беда — благодаря блокировкам межосевого и заднего межколесного дифференциалов он легко справляется кроме того с таким диагональным вывешиванием Главные термины

О проходимости мы внезапно вспоминаем, в то время, когда начинаем подготовиться к набегу в места, не облагороженные «жёсткими дорожными покрытиями». Либо в то время, когда планируем покупать автомобиль, талантливый нас в такие места доставлять.

Но вместо того, дабы мучить себя и привычных вопросами на тему «какая у данной автомобили проходимость», попытайтесь разобраться в теме — это не верно уж и сложно. И тогда на большая часть вопросов вы сможете ответить себе сами.

Что такое проходимость

Фактически любой учебник по теории перемещения колесных либо гусеничных автомобилей (машин, тракторов, особой техники), не говоря уж о водительских учебных пособиях досаафовских времен, дает собственный определение проходимости. Но, все они весьма похожи и отличаются только подробностями. И фактически в любом из этих определений фигурируют понятия «ухудшенные дорожные условия», «распутье» либо еще что-нибудь подобное.

Но, согласитесь, сами эти понятия очень относительны: шофер боевой разведывательно-дозорной автомобили и обладатель автомобиля смогут вкладывать в них совсем различный суть. Равно как житель и житель Германии русском глубинки. Либо, скажем, таковой пример.

есть ли «ухудшенными дорожными условиями» то, что у нас считается «лежачим милицейским» — асфальтовый горб высотой 20 см, нашлепнутый (вопреки всяким нормативам!) на ровный асфальт муниципальный улицы? Так как его преодоление для многих импортных машин заканчивается в полной мере конкретными повреждениями!

По здравому размышлению мы решили остановиться на самом неспециализированном определении, почерпнутом из толкового словаря и пригодном для всех случаев: «Проходимость — это свойство транспортного средства преодолевать препятствия пути». Конечно, под препятствиями понимаются не только всевозможные неровности, вместе с тем и снег, и грязь, и разные «водные рубежи», и все другое, что мешает свободному движению по местности.

Само собой, понятие проходимости применимо к полностью любому автомобилю. Так и хочется добавить: легко у одних она лучше, у других — хуже.

Но именно этого мы делать не будем, по причине того, что в действительности проходимость — понятие так многоплановое, что вот так, двумя словами, расставить все на собственные места попросту нереально. К примеру, появлявшись молодцом на пересеченной местности, автомобиль может увязнуть в жидкой грязи.

Либо, скажем, имея мощный двигатель и полный привод, поднимется на крутом подъеме по причине того, что горючее в баке отлило от заборной трубы. И таких в полной мере настоящих обстановок возможно себе представить довольно много. Как и показателей и всевозможных терминов, характеризующих проходимость автомобиля.

Мы разглядим главные из них, а в комментариях попытаемся разъяснить их суть. Сохраняем надежду, что фотографии, каковые мы сделали при помощи отечественных друзей из Клуба внедорожных приключений «Зубр 4×4» и автомобиля Jeep Cherokee Renegade, окажут помощь вам разобраться, какое отношение эти показатели имеют к настоящей судьбе. И как, просматривая характеристики, возможно приблизительно оценить, способен ли выбранный автомобиль доставить вас к любимому месту отдыха (рыбалки, охоты).

Главные термины

В то время, когда машина не осилит с препятствиями, мы говорим о утрата проходимости. Полная утрата проходимости (застревание) — это в то время, когда автомобиль двигаться дальше не имеет возможности. Частичная — это в то время, когда он все еще движется, но со большим понижением скорости и (либо) большим ростом расхода горючего.

Случиться это может по различным обстоятельствам.

В первую очередь, для преодоления препятствий автомобилю может просто не хватить тягового упрочнения. трансмиссии и Возможности двигателя небеспредельны, но кроме того в случае если теоретически их с избытком, это еще не все.

Так как создаваемый ими крутящий момент преобразовывается в тяговое упрочнение колесом, «отталкивающимся» от поверхности дороги. И в случае если сцепление колеса с дорогой будет недостаточным, то вся работа мотора отправится впустую — колеса будут только буксовать.

Ну и совсем нетрудно себе представить, как колеса проваливаются либо закапываются в рыхлый грунт (снег, песок) и машина просто-напросто «садится на брюхо». Либо как задевает разными собственными частями за те препятствия, каковые приходится преодолевать.

Увидим, что трудности, каковые автомобиль встречает на своем пути, возможно поделить на две группы. Во-первых, это всевозможные неровности, как естественного, так и неестественного происхождения: бугры, рытвины, валуны, бордюры, окопы, канавы и прочие человека и изобретения природы.

Во-вторых, это места, где состояние опорной поверхности не очень-то разрешает ее такой вычислять: снег, грязь, песок, болото и т. п. Соответственно, проходимость принято дробить на профильную и опорную. И любая подразумевает собственные общепринятые показатели, разрешающие оценить «способности» автомобиля. А кое-какие показатели имеют отношение и к той, и к второй. Итак…

Дорожный просвет — расстояние между низшей точкой автомобиля и дорогой

самый известный показатель проходимости. Один из главных геометрических параметров, показываемых в чёрте автомобиля.

На самом же деле, дает представление о допустимой для автомобиля глубине дорожной колеи, и характеризует свойство автомобили преодолевать отдельные кочки, камни, другие неровности и пни, «пропускаемые» под дном, «между колес». Дело в том, что самая низкая точка автомобиля редко находится в середине колесной базы, а чаще приближена к передним либо задним колесам.

У многих машин с свободной подвеской такими местами являются поддон картера двигателя, картер трансмиссии либо закрывающие их защитные элементы. У машин с зависимой подвеской — балка одного из мостов либо картер соответствующей основной передачи. Так что и не думайте лишь по дорожному просвету делать выводы о возможности преодоления бугров, канав, переломов местности и других больших неровностей.

Продольный и поперечный радиусы проходимости

Вот они-то именно и характеризуют свойство автомобиля преодолевать рвы, маленькие крутые мосты, бугры, кюветы, громадные кочки и другие подобные неровности. В зарубежной литературе этих показателей вы не отыщете — они употребляются у нас. Обратите внимание, высота преодолеваемого бугра возможно намного больше, чем дорожный просвет.

Ramp Brakeover Angle — угол перелома «рампы» (в действительности, «ramp» переводится еще и как «наклонная плоскость», «аппарель», «эстакада»)

А данный показатель пришел к нам из-за предела. Если судить по заглавию, изначально показывал, какой большой угол перелома автомобиль может преодолеть, въезжая куда-либо по наклонным аппарелям. К примеру, на смотровую эстакаду либо ЖД платформу.

В наши дни везде употребляется для внедорожной техники как показатель свойства преодолевать переломы местности. В некоем смысле подобен отечественному продольному радиусу проходимости.

угол съезда и Угол въезда — они же углы переднего и заднего свеса, они же передний и задний углы проходимости

Чем больше величина переднего и заднего углов проходимости, тем выше проходимость автомобиля при переезде через канавы, выступы, кюветы, бугры и другие подобные препятствия. Но, во многих случаях серьёзнее кроме того не безотносительные цифровые значения, а форма подробностей, образующих свес.

Нетрудно подметить, что все вышеперечисленные показатели так или иначе связаны с геометрическими параметрами автомобиля, его главными размерами: колесной базой, передним и задним свесами, колеей. Чем меньше база, чем меньше свесы, чем меньше колея, тем выше профильная проходимость. Но, кое-какие параметры автомобиля и сами напрямую являются показателями проходимости — на примере дорожного просвета мы в этом уже убедились. И вдобавок нам смогут понадобиться…

Колея

Дело не только в том, что ее полезно знать, если вы планируете въехать по аппарелям на паром либо перебраться через речку по временной переправе. Для автомобиля высокой проходимости очень принципиально важно, дабы колея задних колёс и передних была однообразна — тогда он будет встречать меньшее сопротивление при перемещении по деформируемому грунту (снегу, грязи и т. п.). Так как задние колеса будут катиться уже по «протоптанной дорожке»!

высота и Ширина

Представьте, что вам предстоит ездить по узким горным дорогам, проезжать под низкими мостами либо забираться на автомобиле в лесную глушь, протискиваясь между деревьями и под нависающими ветвями. И вы осознаете, из-за чего высота и ширина также являются показателями проходимости, пускай и не самыми серьёзными.

Многие параметры, определяющие проходимость, нереально измерить на стоящем автомобиле либо выяснить по чертежу внешнего вида — их выясняют из конструкторской документации либо в следствии опробований. Но в чертях автомобилей высокой проходимости вы их отыщете, в силу их важности как раз как показателей проходимости.

Громаднейший угол преодолеваемого подъема

Имеется в виду отнюдь не маленький въезд на маленькую горку, куда вы влетели с разгона. Протяженность «зачетного» подъема должна быть не меньше двух длин автомобиля, а преодолевается он со стартом с места конкретно от подножья.

Наряду с этим, обратите внимание, не должны нарушаться условия обычной работы агрегатов автомобиля. В переводе на обычный язык это указывает, что их конструкция должна быть приспособлена и к тому, что вы на этом подъеме задержитесь на долгое время. Другими словами горючее, масло, охлаждающая жидкость должны так же, как и прежде без перебоев поступать куда нужно и в нужных количествах, мотор не должен перегреваться, подшипники должны выдерживать соответствующую нагрузку, из аккумулятора не должен выливаться электролит и т. д.

Громаднейший угол преодолеваемого косогора

Предельный ровный косогор, по которому автомобиль может двигаться без бокового скольжения более чем на ширину профиля шины и уж тем более без опрокидывания. Снова же не должны нарушаться условия обычной работы агрегатов.

Движение подвески — угол перекоса мостов

У подвески различают движение сжатия, полный ход и ход отбоя. Движение сжатия — это расстояние между обычным («нулевым») положением колеса и крайним верхним, в то время, когда упругий элемент (скажем, пружина) сжат до предела.

Движение отбоя — расстояние между «нулевым» и крайним нижним положением. Полный движение подвески — расстояние между двумя крайними положениями, хода хода отбоя и сумма сжатия.

Чем больше ходы подвески, тем продолжительнее колеса сохраняют сцепление с опорной поверхностью при перемещении по пересеченной местности. Ясно, что в случае если колесо утратило контакт с дорогой (говорят — «вывешено»), оно уже не имеет возможности создавать тяговое упрочнение. Ну а вдруг в приводе не предусмотрена блокировка дифференциалов, то вывешивание одного из ведущих колес свидетельствует полную утрату проходимости.

Для машин с передней и задней зависимой подвеской в качестве аналогичного показателя время от времени применяют большой угол перекоса мостов.

Глубина преодолеваемого брода

Дабы автомобиль имел возможность с уверенностью преодолеть достаточно глубочайший брод, конструктор обязан предусмотреть очень многое. Подкапотное электрооборудование не должно заливаться водой, соответственно, его нужно поднять как возможно выше. То же самое касается патрубка забора воздуха в двигатель.

Еще вода не должна попадать в картеры двигателя, коробки передач, мостов, а ведь в них в большинстве случаев предусматривают устройства вентиляции (сапуны). Салон также должен быть загерметизирован, хотя бы до отметки дверных замков. И еще большое количество всего.

Условия эксплуатации особых автомобилей (скажем, боевых) довольно часто подразумевают и особые требования по проходимости. Так что не удивляйтесь, заметив где-нибудь такие характеристики…

Высота преодолеваемой стены (эскарпа)

Приближая данный показатель к более привычным для нас «легковым» условиям, разумнее сократить амбиции до «преодолеваемой ступени». Кстати, автомобиль, имеющий привод на все колеса и «обутый» в подходящие шины, имел возможность бы преодолеть значительно более высокую ступень, чем это ему разрешают низкий бампер и всевозможные аэродинамические элементы.

Ширина преодолеваемого рва (траншеи)

Ну уж об этом имеет суть сказать лишь в применении к многоосным автомобилям.

В случае если же речь заходит о преодолении водных рубежей машинами-амфибиями, то тут уместнее сказать о плавучести, остойчивости, ходкости и других особенностях судов. Так что возвратимся на сушу и отправимся в грязь.

С мягкими, деформируемыми, грунтами также не все так легко. Так как большая часть вырабатываемой двигателем энергии тратится тут на образование колеи, а перед колесом при перемещении образуется вал из грунта (так называемый бульдозерный эффект). Сопротивление качению колеса громадно, и для его преодоления нужен запас тяги.

Но кроме свойств силового агрегата, громадную роль будут играться сцепные особенности шин, поскольку сцепление колеса с мягким грунтом намного хуже, а буксование — это уже частичная, в противном случае и полная утрата проходимости. Так что обратите внимание на рисунок протектора и тип шин.

Само собой разумеется, очень важна схема привода. Скажем, в обязательном порядке должны быть предусмотрены блокировки дифференциалов, в противном случае буксование одного либо нескольких колес приведет к полной остановке автомобили.

Очень важный показатель опорной проходимости — давление на грунт. Согласитесь, по глубокому снегу значительно несложнее идти на лыжах, чем в ботинках, проваливаясь по колено при каждом шаге.

Несложная физика — чем больше площадь контакта шины с опорной поверхностью, тем меньше давление на грунт, тем меньше он деформируется. Так что широкие шины в этом случае приветствуются.

И уж совсем прекрасно, в случае если машина оснащена совокупностью централизованного регулирования давления в шинах. Она разрешает водителю, не выходя из кабины, поворотом регулятора снижать давление в шинах при перемещении по песку, снегу, заболоченному лугу.

Как мы знаем, приспущенная шина под весом автомобиля расплющивается посильнее, чем накачанная обычным давлением. Соответственно, площадь ее контакта с опорной поверхностью возрастает — и достаточно существенно! Соответственно, давление на грунт во столько же раз понижается.

А когда под колесами окажется жёсткая почва, шофер опять поднимет давление в шинах до обычного.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№12, октябрь 2003).

ЛЕВ КЛЫКОВ — ТЕОРИЯ ПЕРЕХОДА В 5-Е ИЗМЕРЕНИЕ.


Записи по принципу Рандом:

самые интересные для Вас статьи, подобранные по важим запросам:

Метки: , , ,

Комментирование закрыто.