Вы просматриваете: Главная > Авторемонт разное > Вкладыши коленвала — все нюансы.
Post Icon

Вкладыши коленвала — все нюансы.

Вкладыши коленвала коренные и шатунные являются наиболее значимыми деталями любого двигателя, не обращая внимания на собственные маленькие размеры. В данной статье, больше рассчитанной на новичков, будет детально обрисовано об этих подробностях, о их установке, зазорах, стуках, о том, в то время, когда их направляться поменять и другое.

По большому счету долговечность подшипников скольжения, именуемых вкладышами, как коренных, так и шатунных, очень во многом зависит от зазоров и состояния между вкладышами и сопрягаемыми с ними подробностями, в частности коренных и шатунных шеек коленчатого вала. О верных (шеек) рабочих коленвала и допустимых зазорах вкладышей мы поболтаем чуть позднее, а сперва разглядим что из себя воображают такие подробности, как вкладыши коренные и шатунные и какую роль они играются.

Общеизвестно, что двигатель внутреннего сгорания трудится от горения горючего в камерах расширения и сгорания появляющихся в ходе горения газов, каковые под большим давлением толкают поршни двигателя, а те со своей стороны с большой силой толкают шатуны.

Ну а шатуны собственными нижними отверстиями (нижними головками) упираются и толкают с огромной силой шейки коленчатого вала, имеющего коленчатый вал и форму кривошипа наряду с этим преобразует возвратно-шатунов и поступательное движение поршней во вращательное перемещение маховик, что через трансмиссию передает вращение на ведущие колёса автомобиля (мотоцикла и т.д). Нетрудно додуматься, что наряду с этим между отверстиями в нижних головках шатунов и шейками коленвала появляются трение и огромные нагрузки.

И как раз вкладыши коренные и шатунные, являющиеся подшипниками скольжения шатунов и шеек, установлены между отверстиями в головках шатунов и шейками коленвала и они обязаны снизить трение и выдержать огромные нагрузки между шейкой и шатуном коленчатого вала.

Дабы снизить трение, (не считая подачи моторного масла под давлением посредством совокупности смазки) вкладыши современных двигателей имеют антифрикционное покрытие и к тому же изготовлены из пластичных сплавов (чаще алюминиевых), дабы противостоять громадным нагрузкам и наряду с этим не разрушиться.

К тому же пластичный и антифрикционный материал вкладышей не разрешает скоро износиться шейкам коленчатого вала.

Вкладыши неспешно изнашиваясь сами, не дают скоро износиться шейкам коленчатого вала, поскольку вкладыши мягче самих поверхностей шеек. Конечно же при работе двигателя на поверхностях шеек коленвала не позволяет образоваться задирам, прихватам (либо по большому счету разрушиться) создаваемая совокупностью смазки масляная плёнка, но и сам качественный материал вкладышей также имеет огромное значение.

Вкладыши бывают коренными и шатунными.

Коренные вкладыши  — место их установки в блоке мотора в особых местах (постелях), и трения и места установки их с коренными шейками коленвала на чтырёхцилиндровых двигателях имеются в пяти местах (опорах) в нижней части блока двигателя.

Коренные вкладыши коленвала в большинстве случаев имеют отверстия и канавки для лучшего подвода смазки (см. фото) и по сути они являются опорами для коленчатого вала при укладке его в блок двигателя ну и очевидно являются подшипниками и опорами скольжения коленвала при вращении коленвала в блоке мотора.

И конечно же коренные вкладыши являются подшипниками скольжения для коренных шеек коленчатого вала.

По большому счету на коренных вкладышах держится и вращается целый коленчатый вал двигателя и от этого ясна важность этих подробностей и их состояния .

Шатунные вкладыши место их размещения ясно из заглавия и конечно же устанавливаются они в нижние головки шатунов, а шатуны со своей стороны крепятся через шатунные вкладыши на шатунных шейках коленвала.

Шатунные вкладыши в большинстве случаев имеют более простое устройство и  являются подшипниками и опорами скольжения для нижних головок шатунов и шатунных шеек коленвала. Через шатунные вкладыши передаются громадные нагрузки от шатунов (их нижних головок) на шатунные шейки коленчатого вала. И конечно важность этих подробностей ясна.

Очевидно по окончании определённого пробега двигателя, кроме того при самом качественном исправной системе и моторном масле смазки, как коренные так и шатунные вкладыши неспешно изнашиваются и их направляться поменять ( о замене чуть позднее). Об износе вкладышей в большинстве случаев водителя оповещают потеря и стуки давления масла.

Стуки шатунных и коренных изношенных вкладышей отличаются по звуку и умелый шофер либо механик легко может выяснить какой из вкладышей застучал.

Стук коренных вкладышей в большинстве случаев железный, глухого тона.

Легко обнаруживается в то время, когда мотор трудится на холостых оборотах при резкой подаче газа (резком повышении оборотов коленвала). И частота стуков возрастает при увеличении оборотов коленвала.

Стук шатунных вкладышей резче стука коренных и он так же прекрасно прослушивается на холостых оборотах двигателя при резкой подаче газа и резком повышении оборотов коленвала.

А вкладыши какого именно шатуна изношены и стучат, легко выяснить отключая попеременно свечи зажигания либо форсунки дизельного двигателя (в случае если при отключении какого именно то цилиндра стук пропадёт, значит как раз в этом цилиндре и изношены шатунные вкладыши).

Что касается падения давления масла, то это происходит не только от износа вкладышей, но и по вторым обстоятельствам, к примеру от износа масляного насоса, либо от износа постелей распредвала, ну либо от износа сопряжения редукционного клапана.

Исходя из этого перед тем как поменять вкладыши, сперва направляться убедиться в правильной обстоятельстве падения давления, вероятно обстоятельством падения давления масла являются не вкладыши коренные и шатунные (особенно если они трудятся без стуков и шумов).

Замена вкладышей коленвала ремонтными.

Как было сообщено выше, с ростом неспециализированного пробега двигателя, вкладыши неспешно изнашиваются, зазоры между шейками коленвала и ними возрастают, появляются шумы (стуки), давление масла падает и требуется замена изношенных вкладышей на новые. Не считая вкладышей неспешно изнашиваются и шейки коленвала, наряду с этим требуется шлифовка коленвала и требуются уже ремонтные вкладыши, каковые имеют бoльшую на 0,25 мм толщину.

Обо всём этом (и о подборе и замерах ремонтных вкладышей, шлифовке шеек и другие нюансы) я уже весьма детально написал в статье «Шлифовка коленвала» вот тут. Но и в данной статье направляться обрисовать главные серьёзные моменты, касающиеся вкладышей коленвала, как коренных, так и шатунных.

Для начала направляться заявить, что ремонтные вкладыши для мотоциклов и большинства автомобилей производят с увеличенной на 0,25 мм толщиной (0,25; 0,5; 0,75; и 1 мм) и это разрешает для большинства двигателей сделать четыре ремонта. Но в некоторых случаях, к примеру в то время, когда по окончании халатной эксплуатации двигателя появляются прихваты, задиры, глубокие царапины на шейках коленвала, по окончании устранения этих недостатков посредством шлифовки шеек, время от времени приходиться перескакивать через ремонтный размер.

Другими словами по окончании более глубокой шлифовки шеек коленвала (дабы избавиться от недостатков на шейках) приходится устанавливать ремонтные вкладыши каковые толще не на о,25 мм, а уже на 0,5 мм.

Либо не редкость напротив, что при маленьком профилактическом ремонте и пробеге мотора двигателя (к примеру замене поршневых колец) кто то решает заменить и вкладыши, и при обычном состоянии шеек коленвала, вкладыши заменяют не ремонтными, а всего лишь новыми стандартного размера.

Все эти нюансы и какого именно размера вкладыши коленвала установить, направляться выяснить замерами шеек кленвала и замерами рабочего зазора между шейками коленвала и вкладышами.

По большому счету рабочий зазор (что имеет определённые допустимые значения, которых направляться придерживаться) и есть основной отправной точкой при ответе, что делать с двигателем (правильнее с вкладышами и коленвалом) при ремонте.

Исходя из этого по окончании разборки двигателя, в первую очередь направляться осмотреть шейки коленвала и произвести их замеры , и замеры рабочего зазора между шейками коленвала и вкладышами. Но сперва, при осмотре шеек, убеждаемся в отсутствии на них царапин, рисок, следов прихватов.

Потом направляться посредством микрометра замерить диаметр шеек в двух диаметрально противоположных плоскостях, дабы распознать овальность шейки и в случае если имеется овальность превышающая допуск, то нужно в обязательном порядке устранить её посредством шлифовки шеек (о допусках овальности шеек я напишу чуть ниже).

Овальность коренных шеек коленвала возможно легко распознать не только посредством микрометра, но и посредством индикатора часового типа, наряду с этим положив коленвал на две призмы (см. фото) и прокручивая его рукой.

По большому счету две призмы и индикатор часового типа разрешают всецело проверить коленвал на биение, допуски которого продемонстрированы на рисунке слева и которое не должны быть больше:

посадочной поверхности и коренных шеек коленвала под ведущую шестерню масляного насоса — не более 0,03 мм. посадочная поверхность на коленвале под маховик — не более 0,4 мм. посадочная поверхность коленвала под поверхности и шкивы трения кромок сальников коленвала — не более 0,05 мм.

Все вышеописанные допуски поаказны на рисунке 1.

Ещё (как было сообщено выше) нужно посредством микрометра измерить диаметры шеек коленвала, как коренных, так и шатунных. И в случае если при замерах выяснится, что износ шеек более чем 0,03 мм (обычный размер новых шеек ищите в мануале вашего двигателя), и в случае если на шейках имеются задиры, риски, царапины, то шейки в обязательном порядке направляться шлифовать до ближайшего ремонтного размера.

Кроме этого замеряем микрометром шейки в диаметрально противоположных местах и в случае если при замерах выяснится, что овальность шеек превышает допуск в 0,03 мм, то нужно избавиться от овальности шеек посредством их шлифовки до ближайшего ремонтного размера.

конусность и Овальность шатунных и коренных шеек коленвала по окончании их шлифовки не должна быть больше 0,005 мм.

А смещение осей шатунных шеек от плоскости, проходящей через оси шатунных и коренных шеек, по окончании шлифовки должно быть в пределах ±0,35 мм. — имейте это в виду, забирая собственный коленчатый вал из шлифовальной мастерской.

Для проверки выше обрисованных допусков на грамотную шлифовку, снова же устанавливаем коленчатый вал крайними коренными шейками на две призмы и выставляем коленвал так, дабы ось шатунной шейки первого цилиндра была в горизонтальной плоскости, проходящей через оси коренных шеек. Затем индикатором часового типа контролируем смещение в вертикальном направлении шатунных шеек второго, третьего и четвёртого цилиндров довольно шатунной шейки первого цилиндра двигателя.

Главные размеры для ремонтной шлифовки коленвала ВАЗ 2108-09

По окончании шлифовки шеек коленчатого вала до ближайшего ремонтного размера, возможно устанавливать новые ремонтные вкладыши коленвала.

 Для большинства двигателей изготавливают сталеалюминиевые тонкостенные вкладыши. И в большинстве случаев верхние вкладыши (для отечественных переднеприводных вазовских автомобилей) первой, второй четвёртой и пятой опор имеют канавку на внутренней поверхности, а нижние вкладыши не имеют канавок. А верхние и нижние вкладыши третьей опоры не имеют канавки. Ну и все шатунные вкладыши (как верхние, так и нижние)  не имеют канавок.

направляться не забывать, что на вкладышах коленвала нельзя производить никаких подгоночных работ. А вдруг ваши бэушные вкладыши имеют задиры, риски, либо отслоения антифрикционного слоя, то очевидно такие вкладыши направляться заменить новыми.

Рабочий зазор между шейками коленвала и вкладышами возможно проверить расчётом по окончании промерки подробностей микрометром. Но значительно легче проверить зазор посредством специально предназначенной для этого пластиковой калиброванной проволоки (наподобие рыбацкой лески).

Приобретя проволоку и сняв крышки подшипников скольжения, перед проверкой шепетильно очищаем рабочие шеек коленвала и поверхности вкладышей и укладываем кусочек проволоки между контролируемой вкладышем и шейкой.

 Потом устанавливаем шатун с крышкой либо крышку коренного подшипника скольжения (зависит от того, зазор какой шейки вы контролируете) и после этого остаётся затянуть гайки илиболты крепления крышек подшипников.

Гайки шатунных болтов направляться затянуть с моментом 51 Н•м (5,2 кгс•м). Ну а болты крышек коренных подшипников направляться затянуть с моментом 80,4Н•м (8,2кгс•м).

Это эти требуемого момента затяжки для вазовских переднеприводных автомобилей, а для двигателей иномарок и других автомобилей направляться уточнить данные в мануале конкретного (вашего) двигателя.

По окончании затяжки вышеописанным моментом, крышка снова снимается, сплющенная проволока изымается и посредством особой шкалы, продемонстрированной на фото 3 слева (шкала имеется в наборе с проволокой) проверяется рабочий зазор между шейкой коленвала и вкладышем.

Для большинства двигателей с количеством не более 1,5 литра номинальный расчётный рабочий зазор должен быть в пределах 0,02 — 0,07 мм для шатунных шеек, и 0,026 — 0,073 мм для коренных шеек коленвала.

 Но эти сведенья рекомендую уточнить в мануале конкретного (вашего) двигателя.

В случае если зазор меньше предельно допустимого 0,1 мм для шатунных и 0,15 мм для коренных шеек, то возможно опять применять эти вкладыши. В случае если же замеренный посредством проволоки рабочий зазор больше предельно допустимого, то вкладыши на этих шейках возможно установить стандартные новые. Но в случае если зазор больше предельно допустимого, то рекомендую промерить на износ шейки, вероятно их пора шлифовать.

По большому счету шейки по любому вначале направляться проверить на овальность и износ.

В случае если же шейки коленвала изношены (допуски были обрисованы выше) то их направляться шлифовать до ближайшего ремонтного размера и вкладыши соответственно устанавливаются новые ремонтные, увеличенной толщины.

Очевидно перед снятием шатунов и крышек (как шатунных, так и коренных), вы пометили где какая подробность стояла и сейчас остаётся установить все подробности на собственные места, но уже с новыми вкладышами (ветхие изношенные вкладыши очевидно вытащены).

направляться не забывать, что шатуны на автомобильных фабриках обрабатываются вместе с зажатой крвшкой и исходя из этого нельзя менять местами крышки и шатуны, и не рекомендуется поменять и крышки коренных подшипников (они также обрабатываются совместно с блоком).

Исходя из этого перед разборкой помечаем все подробности маркером либо чертилкой и при сборке устанавливаем строго на собственные места.

вкладыши коленвала — места установки замка

Ещё направляться обратить внимание, что в посадочных местах имеются углубления — так именуемые замки (они указаны жёлтыми стрелками на фото слева). Эти углубления помогают для укладки замков вкладышей и разрешают не совершить ошибку при сборке и кроме этого не допускают проворота вкладышей.

При установке все шейки коленвала и новые вкладыши смазываем новым моторным маслом и устанавливаем на собственные места. Ну и останется затянуть все крышки подшипников с требуемым моментом, посредством динамометрического ключа и возможно устанавливать на место другие детали двигателя (о сборке и разборке двигателя я уже писал, к примеру вот тут).

Ну а замену вкладышей наглядно возможно взглянуть в видеоролике ниже, на примере автомобиля Форд Транзит.

Сохраняю надежду эта статья о вкладышах коленвала будет нужна ремонтникам и начинающим водителям, а вдруг кому то что-то неясно, то задавайте вопросы в комментариях, удач всем.

Метки: , , , ,

Комментирование закрыто.