Вы просматриваете: Главная > Авто статьи > «Атомный» взрыв и самая грязная…
Post Icon

«Атомный» взрыв и самая грязная…

"Атомный" взрыв и самая грязная...

"Ядерный" взрыв и самая нечистая река. В автомобильной экспедиции открываем малоизвестную Свислочь

«С голубого ручейка начинается река» — а с чего начинается основная река Минска, Свислочь? Ответы на эти и другие вопросы отечественный обозреватель искал на протяжении экспедиции «Tiguan открывает тайны Свислочи». Мы нашли исток минской реки, удостоверились в надежности уровень качества воды и подготовили маршрут выходного дня по «малоизвестной Свислочи».

Назад, к истокам

Открытка, финиш XIX — начало XX вв. Фото предоставил Владимир Воложинский

Сто лет назад Свислочь была совсем второй — грозной. Маленькая речушка тихо текла через небольшой тогда город Минск.

Но стоило пройти хорошему ливню, как она выходила из берегов: говорят, на протяжении гроз минчане эвакуировались целыми улицами, поскольку опасались разлива Свислочи. Весеннее половодье и вовсе было бедствием для города. Сейчас упакованная в бетон река ни при каких обстоятельствах не разливается.

Но еще возможно отыскать мелкий кусочек той самой своенравной реки — в случае если возвратиться к истокам. Что мы и делаем — отправляемся искать ответ на вопрос «Где начинается основная река Минска».

В случае если кто-то из минчан либо гостей города примет решение повторить отечественный маршрут, рассчитывайте на полчаса езды от минской кольцевой дороги: двигаемся в сторону Заславля, проезжаем его и скоро видим ручеек, прижимающийся к дороге. Это и имеется Свислочь.

У истока Свислочи: так выглядит река на первых километрах

— Свислочь начинается в 39 километрах к северо-западу от столицы, на минской возвышенности неподалеку от горы Маяк. Высота горы 335 метров над уровнем моря, это одно из самых высоких мест Беларуси. В этом районе берут начало многие реки.

Гора своим весом выдавливает на поверхность воду. То тут, то в том месте начинают сочиться небольшие ручейки, каковые неспешно планируют в одно русло, — говорит эколог Игорь Корзун.

Из небольших водоемов на территории дачного массива планирует ручей. Но отыскать его правильное начало сложно: жарким летом ручей пересыхает, весной Свислочь «начинается» чуть раньше

В лесу около дачного кооператива с подходящим заглавием «Родник» мы находим пятна воды, По другому и не назовешь — из этих «пятен» и начинается Свислочь. Вода в ручье весьма чистая. В случае если спуститься с горы к Векшицам, вода уже станет мутной.

Ручеек, что станет Свислочью: отыскать его легко, он имеется на главных электронных картах

— Все из-за строительства второй кольцевой. Громадная стройка в сотне метров не имела возможности не отразиться на состоянии воды. Но ничего для того чтобы уж смертельного в воде нет.

Глина, песок приводят к помутнению, — поясняет Игорь Корзун на протяжении забора первой пробы воды. И, забегая вперед, скажем: у Векшиц вода была самой чистой. Дальше с каждым пройденным километром Свислочь становилась все грязнее и грязнее…

Еще несколько километров маленькая река живописно петляет под древесными мостиками. контролем и Гидротехникой уровня воды тут до тех пор пока занимаются только бобры. Мы нашли сходу пара плотин.

Чуть ниже по течению начинается уже «людская» гидротехника. Около шестой по счету насосной станции Свислочь впадает в канал Вилейско-минской водной совокупности. Сейчас этот цементный канал будет течь через целый Минск.

Свислочь делается, по сути, притоком самой себя.

Снабжает водой совершает город зеленым. Как трудится Вилейско-минская водная совокупность

Тут Свислочь впадает в цементный канал Вилейско-минской водной совокупности

Свислочь — шедевр гидротехники

И вот тут, начиная от насосной станции, со Свислочью начинают происходить занимательные видоизменения. Город Минск опасался данной реки, опасался ее наводнений — исходя из этого ее пробовали усмирить еще около сотни лет назад.

— Замысел переустройства реки для спасения от наводнений готовься еще в тридцатые годы. Он предполагал строительство каскада водохранилищ. Сейчас мы знаем их как Минское море и Комсомольское озеро.

В конце тридцатых всех разработчиков этого замысла репрессировали.

Стройка Комсомольского озера была тогда в разгаре. Рыли лопатами, на эти работы сгоняли практически всех. Люди были весьма обиженны и не осознавали, что они делают.

В Москву летели анонимки: «Враги народа роют подземную колонию для коммунистов», — говорит автор, создатель «минских историек» Михаил Володин.

Комсомольское озеро все же дорыли. Его праздничное открытие было назначено на воскресенье, 22 июня 1941 года. Но вместо речей о достижениях гидротехников минчане услышали из репродуктора сообщение о начале войны.

Уже скоро стало ясно, что одного Комсомольского озера для защиты от наводнений не достаточно. Весной 1942 и 1943-го годов Минск снова подтопило. Свислочь победить не удалось: она все равно продемонстрировала собственный нрав.

Паводок на Свислочи. Фото: minsk-old-new.com

По окончании войны было нужно снова браться за замысел тридцатых годов и строить еще одно водохранилище выше по течению — которое мы на данный момент знаем как Минское море. Около деревни Гонолес начали сооружение громадного водоема.

На водосбросе решено было разместить маленькую гидроэлектростанцию, для которой требовалось вырыть котлован. Тут строители столкнулись с громадной проблемой.

— Именно на этом месте был плывун. Смесь воды с песком не получалось вычерпать экскаваторами. Она просто вытекала из ковша, а зыбкие берега угрожали скинуть тяжелую технику в яму.

В это же время сроки поджимали. Тогда глава строительства гидроузла, бывший сапер, внес предложение выкинуть все из котлована замечательным взрывом.

Минское море: 40 тысячь киллограм взрывчатки, и неестественный водоем готов

Эту идею официально не поддержали. В компетентных органах решили подписать разрешение на подрывные работы задним числом, и лишь при успехе. При провала виноват появился глава строительства.

Сорок тысячь киллограм взрывчатки правдами-неправдами привезли из Москвы и заложили два заряда в котлован. Заряды по двадцать тысячь киллограм должны были взорваться с задержкой в доли секунды. Не обращая внимания на громадный риск, все прошло по замыслу.

Перемешанную с водой песок и глину вверх на громадную высоту. Взрыв совершили 9 мая 1953 года, дабы его приняли за салют. Американские газеты позже написали, что СССР проводит тайные испытания ядерного оружия, — говорит Михаил Володин.

Так создали Минское море: взрывчатка, персональная ответственность бывшего сапера — и минчане взяли собственный море. Но уровень качества воды в Заславском водохранилище всегда было не на высоте.

Водохранилище выяснилось большим для ресурсов маленькой Свислочи, исходя из этого водообмен очень сильно замедлен. От этого вода очень сильно цветет летом. Кроме этого дождевой сток приносит в воду большое количество органических соединений, от которых появляется белая пена у берегов.

Какова обстановка на данный момент? Берем пробу воды и едем дальше.

Вода с «пенкой» у берега Минского моря

Прибываем в город.

У генштаба берем еще одну пробу воды, слушаем лекцию о том, что наоборот, на полуострове жил Янка Купала. Под окном у Купалы рос известный тополь: в то время, когда он начинал шелестеть листвой, значит, надвигалась гроза — и все обитатели улицы уходили из домов с вещами, поскольку Свислочь имела возможность выйти из берегов. Тогда проблемой были паводки, на данный момент — уровень качества воды.

В 2002-м году Свислочь основательно чистили: спустили воду, выбирали токсичный грунт. Речное Русло в итоге углубили на 1,5 метра. Но основное — река стала чище.

По большому счету, лучше в городской черте передвигаться на протяжении Свислочи на велосипеде. По особой велодорожке: и рассмотришь больше, и здоровье исправишь. Но возможно и на автомобиле, а чем ближе к Лошице и Чижовке, тем глуше становятся места: за Лошицким парком в полной мере возможно устраивать внедорожные соревнования.

В районе Чижовского водохранилища возможно отыскать и такие дорожки

Не уверены, что стоит повторять такие маршруты на автомобилях, но все обладатели горных велосипедов смогут взять наслаждение, в случае если проедут на протяжении основной муниципальный реки. Мы же ехали на машинах, пришла пора сообщить пара слов и о них.

Салон по-германски строг и аскетичен. Роскоши тут нет, но все на собственных местах, а сидеть комфортно 1,4-литровый мотор TSI «вылечен» от всех «болячек» — и покинул самое приятное чувство. Разве что расход горючего высоковат: около 10 литров в муниципальном цикле. Мы ожидали меньше
Помощь при парковке: автомобиль сам оценивает расстояние и рисует оптимальную траекторию О задних сиденьях сообщить очень нечего: они имеется, вдвоем сидеть комфортно Рыбакам на заметку: при жажде в салоне возможно дремать

Связка турбированного мотора 1,4 TSI и шестиступенчатого преселектива DSG меня сначала совсем не впечатлила. Автомобиль задумчивый со старта, давишь газ в пол, и не спеша едешь вперед. И лишь через секунду появляется тяга — но эти задержки только на совести DSG.

Она как может бережет себя, исходя из этого резкие старты получаются все равно с маленькой паузой. Но, преодолев маленькую заминку при трогании с места, дальше автомобиль едет покладисто и гармонично. Мотора «хватает», его 150 л.с. достаточно для этого кроссовера.

Но к DSG необходимо привыкать, если не желаете — заказывайте версию с механической коробкой передач.

«Воду в Свислочи выпивать запрещено»

Последней точкой отечественного маршрута стала деревня Королевищи, что за Минском. Чуть выше расположены муниципальные очистные сооружения. Сточные воды по окончании очистки сбрасываются в Свислочь.

Дабы заметить, как очень сильно столица воздействует на уровень качества воды в реке, берем еще одну пробу воды в том месте.

Эколог Игорь Корзун берет пробу воды в Свислочи по окончании станции аэрации

Через пара дней по окончании отечественной экспедиции готовься результаты анализов четырех проб воды из Свислочи, каковые мы взяли на отечественной экспедиции. Напомню, пробы мы брали у истока реки, в центре Минска у площади Победы, рядом с Лошицей в Чижовском водохранилище, и около городских очистных сооружений.

Результаты анализов были достаточно предсказуемы: чем ниже по течению, чем вода грязнее. Двухмиллионный город приводит к серьёзному загрязнению Свислочи. Анализы проводил филиал «Центральной лаборатории» РУП «Научно-производственный центр по геологии».

— Разумеется, что по пути от Векшиц (первая проба) до Королищевич (последняя проба) вода Свислочи изменяется: на выходе из города она грязнее всего. Возрастает содержание и минерализация хлорида натрия — соли, которой посыпают дороги зимний период.

В случае если хлорида натрия в воде делается через чур много, то такую воду не следует применять для полива растений — они просто погибнут. К тому же высокое содержание солей пагубно отражается на состоянии всей водной экосистемы.

Вырастает окисляемость — данный параметр показывает органическое загрязнение воды. В пробе, забранной за Минском, возрастает содержание нитратов, аммония и нитритов. По анализу, что мы совершили, нельзя сказать, что вода через чур загрязненная — разве что для питья она негодна, — пояснила результаты анализов инженер лаборант Екатерина Рогач.

Мы попросили вторых экспертов дать собственную оценку состоянию воды в ЖД.

— В последние десять-пятнадцать лет Свислочь считается одной из самых нечистых рек Европы. Она протекает в большом городе и в нее попадает много сточных вод. Еще одна неприятность — это ливневые стоки, несложнее говоря, вода с улиц, которая также попадает в Свислочь.

Соответствующие коллекторы имеется не везде, так что в некоторых районах Минска дождевые стоки отправляются прямо в реку. Они несут с собой тяжелые металлы, микрочастицы автомобильной резины, — подчеркивает эксперт по устойчивому управлению водными ресурсами Наталья Поречина.

Постоянным мониторингом состояния воды в Свислочи занимается и Центральный НИИ комплексного применения водных ресурсов. В том месте заключили , что на состояние воды во многом воздействует как раз поверхностный сток.

Другими словами то, что дожди и снег несут с городского асфальта прямо в реку. на данный момент это одна из самых наболевших экологических неприятностей.

Результат? Вода в Свислочи предсказуемо нечистая, но катастрофической ситуации нет: забранные пробы «уложились» в существующие нормы. Второй вопрос — может, пора производить перерасмотрение нормы и вводить новые параметры анализов.

Но это уже совсем вторая история.

Автомаршрут на выходные

А сейчас мы предлагаем отвлечься от экологических вопросов и отправиться в маленькое путешествие. Мы подготовили для вас небольшой автомаршрут за город. В том направлении, где вода еще остается довольно чистой.

В случае если его проехать, возможно заметить превращение мелкого ручейка в громадную реку и отыскать по дороге новое место для пикника.

Маршрут на гугл maps возможно взглянуть тут

Выезжаем из Минска по Долгиновскому тракту и на круговом перемещении сворачиваем на ветхую заславльскую дорогу (Н9031) и едем по ней до поворота на Профилакторий БНТУ. Сворачиваем на этом указателе на дорогу (Н9036). Достаточно красивая дорога идет на протяжении берега Минского моря.

На этом берегу водохранилища сходу пара пляжей, и в жаркие дни тут яблоку негде упасть. Но имеется поблизости хорошее место, о котором мало кто знает.

Фото: belarus360.by

Едем до поворота на инвалидов ВОВ и дом ветеранов и проезжаем до конца асфальта. Остатки асфальта переходят в гравийку, вы выясняетесь на берегу слаломного канала. Гравийка проходит по закрытому на данный момент шлюзу, за которым маленькое озерцо.

Оно заросло, и купаться в нем не весьма приятно, но возможно позагорать на песчаном берегу под соснами. Высока возможность, что больше на этом месте никого не будет.

А вдруг очень повезет, то возможно заметить соревнования по горному слалому на байдарках и каноэ. Говорят, захватывающее зрелище. В соревнования и советские годы тренировки на этом канале проводились довольно часто и собирали спортсменов со всего Альянса.

на данный момент в целях экономии воды шлюз закрывают, и цементная конструкция разрушается.

Слаломный канал медлительно разрушается

От таковой экономии Минское море больше теряет. Слаломный канал выстроили не только для водного спорта, но еще для равномерного оттока воды из водохранилища. В то время, когда канал перекрыт, в северо-восточной части вода фактически не обновляется годами.

Резиденция президента находится именно в данной части водохранилища. Нерациональная экономия получается. О том, из-за чего любой литр воды в Свислочи стоит денег, мы поведаем позднее.

А до тех пор пока выезжаем обратно на дорогу на протяжении Минского моря (Н9036) и доезжаем до Т-образного перекрестка с Н9031. На перекрестке поворачиваем налево и едем в сторону Заславля. Проезжаем по мосту место впадения реки Вячи в Минское море.

Дорога подымается на гору, и вид делается все красивее.

Около базы отдыха «Сябры» слева на обочине дороги стоят два заросших травой монумента водителям, с «баранкой» вместо креста. Местные обитатели говорят, что бензовоз на узкой дороге уходил от столкновения с мопедом, съехал в кювет и загорелся.

Оба пребывавших в кабине водителя погибли. Остался ли цел шофер мопеда, неизвестно.

Чуть дальше по дороге — место еще одной трагедии. В мае 2002 года начальник ансамбля «Песняры» Владимир Мулявин ехал с дачи в Лапоровичах. На скорости 130 км/ч его Mercedes вылетел в кювет, перевернулся и врезался в дерево.

Артист выжил, но уже не поднялся на ноги. Он умер в столичной поликлинике спустя полгода.

Деревню Лапоровичи полюбили люди с деньгами. Близость к Минскому морю, хороший вид на соседство и город с Дарьей Домрачевой без шуток повышают цену почвы тут. Но насладиться прекрастным видом заката над городом возможно совсем безвозмездно.

Продолжим путь по Н9031 до Заславля. Никуда не сворачивая, проезжаем город и оказываемся на дороге Н8941. За Петришками она делается достаточно красивой и негромкой, с хорошим асфальтом.

Ехать весьма приятно, но не пропустите крутой поворот на Вязынку. На повороте стоит указатель на музей Янки Купалы. За поворотом поле с вековыми дубами.

Весной это место особенно красиво.

Дубы в Вязынке

Дорога в музей не лучшего качества, исходя из этого снижайте скорость. Рекомендуем доехать до стоянки и поставить машину в том месте. Лучше прогуляться пешком.

В этом месте у нас сходу две точки интереса. Начнем с той, что дальше.

Пройдя по асфальтовой дороге, вы заметите канал вилейско-минской водной совокупности. Именно он и питает водой Минское море и Свислочь. Без воды из Вилейского водохранилища она бы пересохла.

Протяженность канала — 67 километров.

А отличие в уровне воды между Вилейским Минским и водохранилищем морем — 71 метр. Необходимы огромные насосные станции, дабы поднять воду на эту высоту и доставить в Минск.

Одна из насосных станций находится рядом с Вязынкой. Накатанная гравийная дорога на протяжении канала ведет как раз к ней. Идти от моста порядка 15 мин..

На машине стремительнее, но гравийка станет важным опробованием подвески.

Насосная станция: она перекачивает воду выше, в М

Метки: , ,

Комментирование закрыто.